Зачем нам kvantorium53
Российское школьное дополнительное образование в последние несколько лет переживает суровую встряску: после двух десятилетий традиционалистской политики в этой сфере правительство запустило ряд инновационных проектов, цель которых — поднять образование на новый уровень. Мечте этой — почти сто лет, еще Антон Семенович Макаренко грезил о технических дворцах творчества юных, а полвека спустя Кир Булычев писал о запусках спутника в рамках школьной программы. И вот оно, сбылось: мечта обернулась глобальным проектом под названием «Кванториум».
Юные техники возвращаются домой
«Кванториум» — это название для новой модели дополнительного образования детей, причем «дополнительное образование» здесь — термин, возможно, не очень корректный. Уместнее использовать «специализация». Какая, казалось бы, может быть специализация у школьников? К сожалению, по меткому выражению искусствоведа Михаила Казиника, в глубинке зачастую «школа делает вид, что она из XIX века». А ведь сейчас уже десяти-, двенадцатилетние дети являются вполне успешными операторами дронов, программистами, дизайнерами, экологами. О некоторых специальностях старшее поколение даже не слышало. Зато разработчики «Кванториума» — в курсе мировых трендов.
Новая модель дополнительного образования детей призвана заполнить пробел между получением знаний и становлением профессионала, особенно это касается представителей технических специальностей, дефицит которых с каждым годом только увеличивается. «Кванториум» имеет тринадцать направлений развития школьников: лазерные технологии, промышленный дизайн, аэрокосмическая отрасль, биотехнология и микробиология, исследования наноматериалов, нейробиология и нейротехнологии, маломерное инновационное судостроение, мехатроника, программирование, геоинформатика, дополненная и виртуальная реальность, прикладная космонавтика, перспективные транспортные средства...
Похоже на фантастику, однако в России уже существует больше двадцати детских технопарков, от Калининграда до Хабаровска, и еще один открывается 1 сентября 2017 года у нас, в Великом Новгороде. Это своего рода возвращение советской мечты о юных покорителях морских глубин, исследователях космоса и строителях роботов.
Как это работает?
Главная и основная идея функционирования «Кванториума» — создание системы наставничества. Ольга УТКИНА, директор детского технопарка в Саранске, поделилась с «Новгородскими ведомостями» своими соображениями по этому поводу, а заодно и обрисовала перспективы развития центра для всей Республики Мордовия.
— В год у нас, как и рекомендовано, обучение проходят около 1000 детей. «Кванториум» очень популярен, ведь тут можно вживую увидеть уникальное оборудование, и не только увидеть, но и поработать на нем. Те дети, которые прошли отбор в летний лагерь, каждый день выезжают на заводы, знакомятся с работой производств, учатся проектно мыслить — двадцать один день непрерывного мозгового штурма.
Вопрос о том, можно ли перечислить, какое именно высокотехнологическое оборудование установлено в саранском «Кванториуме», вызвал недоумение. Вскоре все разъяснилось: только перечень закупленных станков, аппаратуры и расходных материалов составляет 99 листов — на то, чтобы дети могли своими руками создавать будущее здесь и сейчас, только Саранский технопарк получил 80 млн. рублей.
— С восьмого февраля у нас побывали с экскурсиями все школы города, — делится впечатлениями Ольга Уткина. — И если в прошлом году мы принимали всех желающих, в том числе и на дистанционное образование, то в этом придется вводить конкурсный отбор. Даже на новое направление — «авто», которое до сих пор находилось у нас в составе «хайтек», а в 2018 году станет развиваться самостоятельно.
Ребенок, который проходит тесты «Кванториума» и показывает заинтересованность в обучении и работе, становится слушателем одной из так называемых «итераций», то, что студенты называют «сессия». Длится она три месяца, после чего часть детей уходит в другие кружки, а часть — остается реализовывать родившиеся за время итерации проекты. Такие ребята, сумевшие влиться в команду и убедить всех в том, что их проекты — жизнеспособны и востребованы, называются резидентами, а если по-простому, то — кванторианами.
Кванторианам повезет: их наставниками станут победители конкурса УМНИК, молодая научная элита страны, профессиональные педагоги, специалисты высокого уровня из различных отраслей, от автомобилестроения до программирования, к программе «Кванториума» активно подключилась РАН, готовая предоставить и интеллектуальные, и материальные ресурсы юным дарованиям. Мечта Антона Семеновича Макаренко свершилась: по всей стране дети получили возможность стать творцами своего будущего.
Новгородские перспективы...
Первый директор новгородского «Кванториума» Максим ЮДИН признается: он увлечен техникой, но не в абстрактном понимании — ему по душе новый подход создателей сети детских технопарков. Здесь каждый ребенок может выбрать то, к чему его тянет, к чему есть склонность. И для этого необязательно быть отличником по математике или победителем целого букета олимпиад: не секрет, что многие талантливые дети так и не смогли развить свои способности — их не разглядели ни родители, ни педагоги. Здесь, в «Кванториуме», ценятся и способности, и энтузиазм, и целеустремленность:
— Как таковых учителей и менторов в технопарке нет, правильно сказала моя коллега из Саранска. Дети в первую очередь учатся быть инициативными, трудиться в команде, мы знакомим их с основами проектной работы. Те, кто проявляют постоянный интерес, остаются и продолжают развивать свои проекты дальше.
— Есть какая-то методика, чтобы определить, годится ли ребенок для «Кванториума»? Будет конкурс на прием?
— Конкурс, конечно, будет — у нас всего 200 ребят смогут обучаться одновременно. Но он будет заключаться не в школьных тестах, а в тестах другого плана — на то, насколько школьник хочет заниматься тем или иным «квантом». По опыту знаю: еще во Дворце творчества юных им. Лени Голикова дети, которые не проходили аналогичный тест, сами быстро уходили из кружка робототехники — им становилось скучно. Прием начнется незадолго до открытия самого «Кванториума», так что следите за новостями в Интернете.
— Прежде чем записывать ребенка в технопарк, хотелось бы знать, какие направления будут развивать в Великом Новгороде. Информация поступает из различных источников, и она противоречива.
— На сегодняшний день нам рекомендовали четыре направления: энерджиквантум, IT-квантум, дополненная и виртуальная реальность и геоквантум. Потом, возможно, мы будем развивать и другие кванты, но пока что вот эти четыре.
Максим Юдин до «Кванториума» два с половиной года уже работал в системе дополнительного образования с целью популяризации технических специальностей. По мнению директора детского технопарка, пытаться восстановить преемственность технических специалистов, ориентируясь на студентов, не получится — надо начинать со школьников. И привел пример удачной работы: Набережные Челны и Владимир.
...и владимирские гении
Владимирский «Кванториум» считается одним из лучших в России, и по праву: например, разработанный его кванторианами робот успешно используется сотрудниками МЧС для работы на загрязненных территориях, и уже заказана опытная партия таких роботов. Еще одна талантливая воспитанница технопарка предложила разработать технологию, позволяющую внедрить бактерию, вырабатывающую инсулин, в микрофлору кишечника — это стало бы истинным спасением для больных диабетом второго типа.
— Не нужно думать, что у нас одни взрослые школьники делают открытия, — говорит Виктория ПОЛЯКОВА, проректор Владимирского института развития образования, — у нас учатся дети от 6 лет и до 22. Конечно, в двадцать два года это уже не ребенок — студенты к нам приходят заниматься, аспиранты. Знаете, недавно кто-то мелом на асфальте перед зданием написал: «Я люблю «Кванториум», мне кажется, это показатель того, что технопарк для молодежи всех возрастов стал родным домом.
Виктория Полякова очень гордится своими подопечными, хотя не устает повторять, что система все-таки наставническая, ребята делают все в основном сами. Остается только помочь им.
— В прошлом году мы выпустили 346 детей, и 100 из них стали резидентами, — делится Виктория Полякова впечатлениями. — Они участвуют в фестивалях, например, во владимирском аналоге «Робофеста», который проводился у нас МЧС, в «Территории смыслов», который вот только что открылся на Клязьме, — это Всероссийский молодежный образовательный форум, в различных конкурсах. Но наша гордость — это практические идеи, которые выдвигают и разрабатывают сами дети.
И приводит пример: создание виртуальных компьютеров в школах, которые призваны решить проблему слабого технического парка системы образования, так называемый «Кабинет информатики будущего», а в дополнение к этому — музей кибернетики. Оказывается, развитие компьютерных технологий шло по нескольким путям одновременно. Самый популярный дал нам плоды в виде используемых повседневно гаджетов, но, оказывается, есть и альтернативные пути, которые развивала отечественная наука. И это только один из проектов, а впереди еще десятки и сотни: генетика, энергетика, бионика и даже медиа. Это направление, считает Вероника Полякова, тесно смыкается с IT-кластером, и отношение к нему должно быть переосмыслено.
Великий Новгород делает первые шаги по интересной и загадочной «квантовой» дороге, на которой для молодого поколения открывается увлекательное будущее. И если вспомнить, что квант — это неделимая порция энергии, то станет понятно: появление технопарков — это предвестник появления сотен тысяч талантливых юных российских «квантов», которые преобразят наше будущее к лучшему. И, как показывает опыт других российских регионов, ждать долго не придется.
Елена КУЛЕШОВА
Фото: Александр Щербак (ТАСС), Югра: # kvantorium86, Тамбов: # kvantorium68, Владимир: # kvantorium33, Комсомольск-на-Амуре: # kvantorium27