Сто лет назад близ Окуловки боровичанин создал «маленький Версаль»
Несколько лет назад специалист Окуловского межпоселенческого библиотечно-информационного центра Марина ГРИГОРЬЕВА разработала театрализованную экскурсию по усадьбе Заветное, которая в 2011 году победила в областном конкурсе инновационных творческих проектов «Новгородика-1150».
Библиотека предлагала познавательный маршрут жителям и гостям Окуловского района. Кроме того, ежегодно в июле прямо на территории усадьбы проводился праздник, в программу которого входили прогулки с гидом, музыкальные и театральные выступления. Правда, в 2016 году от летних встреч в Заветном организаторам пришлось отказаться из-за финансовых трудностей. Но ведь никто и ничто не может помешать увлеченным историей людям самим или пригласив в качестве рассказчицы Марину Григорьеву посетить Заветное.
Что и сделали «НВ».
По дороге Крестцы — Окуловка, если съехать на лесную дорогу вправо перед деревней Малый Борок, пред вами предстанет каменная арка эпохи Средневековья. С асимметричной четырёхгранной башней в два этажа, со стрельчатыми окнами и зубцами поверху, с открытой галереей. Кажется, вот-вот к тебе выйдет рыцарь. А дальше — как в сказке. Направо пойдёшь — на фонтан набредёшь. Налево пойдешь — в средневековый замок попадёшь. Это и есть усадьба Заветное. Точнее — то, что от неё осталось.
«Заветное» означает сокровенное, задушевное, желанное. Нетрудно догадаться, почему усадьбе дали такое название. Некогда здесь было небольшое озерко. Его и сейчас можно восстановить, если убрать бобровую плотину и очистить. С высокого холма открывается чудесный пейзаж. Неудивительно, что это место приглянулось первым устроителям жилища.
Кто они, история утаивает. Известно лишь, что усадьба во времена царствования Екатерины Второй представляла собой небольшой хутор, была деревянной. В середине XIX века этими местами владел некий переселенец из Эстонии, а в начале XX века — Н.Г. Доброва. Популярной усадьба стала при последнем хозяине — инженере и архитекторе Михаиле Антоновиче Токарском, который приобрёл Заветное в 1914 году и за два года превратил его в «маленький Версаль». Именно так окрестили усадьбу современники.
Игра воображения
Только представьте: вы подъезжаете к арке, и перед вами распахиваются кованые ворота. Добро пожаловать! А за воротами вас тут же освежает прохладой изумительной красоты фонтан в виде усечённой пирамиды, облицованный мрамором и украшенный скульптурами. Вы въехали в усадьбу, и можно оглянуться назад, чтобы полюбоваться ажурной оградой с высокими столбами, украшенными орнаментом и статуэтками. Особенно статуэтками. Среди них не было одинаковых.
Увы... Сейчас от фонтана сохранились только фрагменты лепестков и один бассейн-кювет с дождевой водой, в котором лежат монетки. Кованых ворот и ажурной ограды тоже нет... Полюбоваться ими можно разве что в воображении. Как и огромным домом в два этажа, который венчала каменная башня с развивающимся флагом самодержавной России. Кстати, башня была устроена не только для красоты. В первую очередь это водонапорная башня. В доме была горячая и холодная вода. К сожалению, от дома только эта башня и осталась...
Здесь-то мы с моим гидом, библиотекарем и краеведом из Окуловки Мариной Григорьевой, и спрятались от ливня. На полу рассматривали облицовочную плитку, которая кое-где сохранилась. Подумалось, что это был не только технический объект: пол украшала цветная с замысловатым орнаментом плитка! Какими же были стены?! Наверняка на эту башню любили подниматься дамы и кавалеры, чтобы полюбоваться закатом солнца, отражающимся в водах озера...
Слева от дома — спуск к озеру по широкой белокаменной, в два пролёта лестнице. Вы спускаетесь, и снова вас освежают струи фонтана, прежде чем вы повернёте по дорожке влево, к озеру. Это сейчас здесь лес, высокие деревья, которые стоят настолько плотно, что вполне можно укрыться от солнца. А в те годы здесь был простор, клумбы, невысокие только что высаженные деревца, в том числе и пальмы.
Как свидетельствуют исторические источники, в усадьбе было два двухэтажных дома, два флигеля, плотина с водохранилищем на ручье Талец, оранжерея, баня, купальня, прачечная, беседки, кукольный домик для дочери Токарского.
Со временем в усадьбе появился и летний театр на 100 мест, в котором выступали петербургские артисты. Кроме этого, были электрогенератор, гидротаран для подъёма воды, паровое отопление, электроосвещение. Современный мини-городок, если учесть, что здесь работала и фабрика. Но об этом — чуть позже...
Сейчас «маленький Версаль» можно увидеть только на старинных фотографиях. А вот лестница осталась, правда, без ангелочков на перилах. От второго фонтана сохранилась только чаша.
А ещё сохранилась часовня, тот самый «средневековый замок», которая, будучи в потрёпанном временем и событиями виде, поражает воображение даже знатоков архитектурного искусства. Сквозь заросли к часовне протоптана плотная тропинка. Переходишь через ручей по бревенчатому мостку, и вот из-за поворота на высоком холме вырисовывается силуэт настоящего замка!
Рыцарский замок
Токарский увидел такой замок во Франции, путешествуя по Сене. Зарисовал его и воссоздал здесь, в усадьбе, только в уменьшенном варианте. Именно такой он решил сделать часовню.
Это монолитное железобетонное строение. Между прочим, тонкое инженерное решение — строение круглой формы высотой в два этажа из тонкостенного железобетона и без единого шва. Внутри — винтовая лестница. На куполе — чудом сохранившийся православный крест.
По архивным данным, эта часовня, как и остальные постройки, была отлита по чертежам Токарского мастером из Вологодской губернии Андреем Ногтёвым с сыном. Она состояла из двух башен — круглой и квадратной, примыкавших друг к другу.
Стены внутри, как уже упоминалось, были украшены цветной лепниной. Даже спустя сто с лишним лет цвет сохранился! Но в остальном — сейчас здесь лишь остатки от былой роскоши, лепнина во многих местах разбита. Напольной именной плитки почти нет. Говорят, её можно встретить в некоторых домах окрестных деревень. Снят и герб над входом в часовню, осталась только лепная рамка под него.
Во имя кого была построена эта часовня, неизвестно. Равно как неизвестно, каким был герб — фамильным или самодержавной России.
В наши дни в этой часовне загадывают ЗАВЕТНОЕ желание. И говорят, оно сбывается. Во всяком случае, когда точно так же, как и меня, Марина водила по Заветному группу туристов, один парень загадал желание жениться на девушке. Она до тех пор не была к нему благосклонна, но вскоре после Заветного — женился! Он позвонил Марине и сообщил — желание сбылось! Сбылось желание и у одной бездетной пары — появился на свет ребёнок. Вот такая усадьба — Заветное.
На благо России
При усадьбе Заветное действовала небольшая фабрика по химической переработке древесины и смолы. Здесь гнали скипидар, деготь, а в годы Первой мировой войны Токарский наладил производство фугасных и шрапнельных пробок.
Михаил Антонович был патриотом своей страны. Не эмигрировал после революции из России, как многие из его круга, а продолжал работать — уже на новую Россию. Он добровольно передал свой «Версаль» советской власти вместе с фабрикой.
Думается, что для Токарского это было непростым решением — отказаться от усадьбы. Хотя как знать? Может, как у всех талантливых людей, у него были другие приоритеты. Известно, что Токарский вошёл в историю не только как архитектор, который широко внедрял в строительство тонкостенный железобетон, но и как разработчик проекта электрической тяги на Николаевской железной дороге с устройством ГЭС на реке Мста (1902 г.). Был он также автором проекта железной дороги Поддубье — Шереховичи, ведущей из Окуловки в Любытинский район (1918 г.), и др.
Но вернёмся к фабрике. Инженер Токарский помог крестьянам переналадить производство на выпуск новой продукции — нитяных катушек. Предприятие с перебоями проработало до пожара в 1920 году, а в 1925 году было выставлено на продажу. Воспротивившиеся этому рабочие купили остатки фабрики в складчину за три тысячи рублей.
Впрочем, по другой версии, деньги на выкуп фабрики дал крестьянам именно Михаил Антонович. Здесь было налажено производство более важной продукции — древесного угля, древесного спирта и уксуснокислого порошка.
Но в 1936 году маленькую фабрику всё же ликвидировали. Остатки её оборудования переправили в Боровичи и Владимир. Главный дом усадьбы Заветное перешёл дачному тресту Новгорода, вся мебель была вывезена в Крестцы. Во время Второй мировой войны дом ещё стоял, здесь был госпиталь. После войны его хотели выкупить под дачное хозяйство, но по неизвестным причинам... разобрали.
Вместо эпилога
Впрочем, даже к такой разорённой и разрушенной усадьбе время от времени состоятельные люди проявляют интерес. Несколько лет назад Марина показывала усадьбу порученцу Никиты Михалкова. Ещё подумала: хоть бы отказались, настолько прикипела душой к этому месту. Сейчас думает иначе. Зарастает усадьба...
И всё же, несмотря на видимые разрушения, усадьба Заветное и в наши дни представляет собой большую архитектурно-художественную и техническую ценность. Не только потому, что она создана в подражание Версалю или Петергофу. Это один из редких образцов усадебного строительства из железобетона в России.
Комментарий
Алексей Курочкин, начальник Управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области:
— На территории Новгородской области находится 141 парково-усадебный комплекс, во многих сохранилась планировочная структура, каждая усадьба является объектом культурно-исторического наследия. И каждая усадьба имеет большой туристический и рекреационный потенциал: она вызывает интерес не только у гостей, но и жителей региона, интересующихся историей вообще и биографией исторических личностей в частности. Я бы сказал, что усадебные комплексы — это одни из самых сильных «точек притяжения» в туристических дестинациях, и Новгородская область — не исключение. Не остается в стороне и образование. Примером может послужить музей-усадьба в Кончанском-Суворовском Боровичского района, неразрывно связанный с именем генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Он открылся в 1942 году, в годы Великой Отечественной войны служил инструментом патриотического воспитания военнослужащих, в более позднее время — школьников. Без преувеличения можно сказать, что это бесценный опыт приобщения молодого поколения к истории России. И, конечно, нельзя недооценивать важность вовлечения парково-усадебных комплексов как туристических объектов в экономику региона — сейчас Управлением государственной охраны культурного наследия Новгородской области разрабатывается проект «Новгородская усадьба», который призван вывести работу с усадебными комплексами на качественно новый уровень.
Фото из открытых источников