Что даст агломерация Великому Новгороду и Новгородскому району?
В регионе всерьёз занялись вопросами агломерации. Это означает, что областной центр и ближайшие территории Новгородского района станут развиваться совместно для удобства жителей и будущих инвесторов.
В России процессы агломерации активно начали происходить ещё в начале 2000-х годов. К примеру, на протяжении уже более десяти лет вполне удачно развивается Челябинская агломерация. Одна из задач, которую решают уральские коллеги, — равномерное расселение граждан. Развитие инфраструктуры за пределами крупных городов позволит людям жить комфортно в своих малых городах и посёлках и не стремиться в центр на постоянное проживание, а использовать его как место работы и досуга. Эти задачи теперь стоят и перед Великим Новгородом.
Совместно и эффективно
Мэр Великого Новгорода уверен, что тема объединения ресурсов города и района актуальна как никогда.
— Мы много раз подходили к вопросу агломерации. Но именно сейчас она особенно актуальна. При финансовой скудности бюджетов городов и районных центров вопрос объединения усилий очень важен. И главное сейчас — рациональное использование средств, — говорит Юрий БОБРЫШЕВ.
Градоначальник обозначил основные проблемы, которые путём объединения сил и финансовых вливаний можно будет эффективнее решить. Это прежде всего коммунальная инфраструктура и ремонт дорог.
Что мы имеем сегодня? Современные реалии говорят о том, что часть территории Новгородского района, которая граничит с областным центром, активно используется городскими жителями. Это деревни со стороны въездов в город из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и Луги. Проживая в сельской местности, люди при этом работают в Великом Новгороде, водят своих детей в городские детские сады и школы, ездят общественным транспортом, пользуются другой муниципальной инфраструктурой.
Также существует и такая ситуация, когда территории города и района в буквальном смысле перемешаны между собой. Пример этому — населённый пункт Трубичино Новгородского района, на территории которого находятся микрорайоны Великого Новгорода — Волховский и Кречевицы. Из-за этого администрациям приходится делить части автомобильных дорог, электрические и коммунальные сети. Всё это создаёт неудобство и путаницу в работе различных служб. А в итоге от не убранного вовремя мусора или нерасчищенной дороги страдают обычные жители.
— И получается так: район пытается латать дырки на своих сетях при том, что у них высокий процент износа и ограниченные финансовые ресурсы. С другой стороны, мы не можем влезать на территорию района. Но жителям до этого не должно быть дела, у них должна быть комфортная среда. Поэтому нужно переходить на совместную работу, — говорит мэр.
Чиновников меньше — людям лучше
Выгодно это будет не только жителям, но и бюджету: сократится количество чиновников, дублирующих функции в районе и городе, а также повысится оперативность использования финансовых средств и эффективность выполнения задач.
— Пусть город занимается содержанием инфраструктуры, а село развивает те проекты, которые актуальны для его территории, — подытожил Бобрышев.
Глава Новгородского района Анатолий ШВЕЦОВ положительно относится к вопросам агломерации. Он отметил, что в настоящее время создаётся совместная рабочая группа, которая определит очередность проблем и схему их решения. Уже в ближайшее время начнётся ревизия сетей и других коммуникаций.
Агломерация не предполагает каких-то глобальных административных перемен. Более того, жители не должны испытывать от этого процесса неудобств, а наоборот, всё делается для улучшения жизни граждан. Задача агломерации — убрать недостатки и развить преимущества малых и больших городов и поселений, сэкономить бюджетные средства, повысить качество управления и привлечь более квалифицированные кадры. Сделать так, чтобы люди могли удобно жить в пригороде и при необходимости и желании работать в городе и пользоваться его инфраструктурой. Но для этого у муниципалитета должны быть полномочия и финансовые возможности на содержание общей территории.
Ещё один ощутимый плюс от совместной работы города и района — облик Великого Новгорода. Наш город — исторический, имеющий множество памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО, международный туристический центр. И пригороды должны гармонично дополнять общую концепцию города.
— Должно быть выработано общее архитектурное решение для развития территорий, прилегающих к городу, в том числе при строительстве частного жилья. Также необходимы единый контроль и архитектурный надзор, — поясняет Юрий Бобрышев.
Плюсы и минусы агломерации
Доктор экономических наук, профессор НовГУ Наталья ОМАРОВА предостерегает, что в процессе агломерации необходимо учесть грамотное административное сопровождение процесса.
— Важно понимать, что для обеспечения высокой эффективности процесса объединения Великого Новгорода и Новгородского района в агломерацию необходимо качественное административное сопровождение экономического роста. Но есть слабые места, на которые следует обратить внимание, и основное — это сверхцентрализация ресурсов и полномочий, — говорит Наталья Омарова.
Так, если в бюджете района остается 30% НДФЛ, то в городском — 15%, и компенсировать эту разницу налогом на имущество физических лиц и земельным налогом крайне сложно.
— Во-первых, потому, что объёмы их поступлений невелики, а во-вторых, это одни из самых сложно собираемых налогов. Транспортный же налог зачисляется напрямую в региональную казну, и в результате возникает зависимость от трансфертов из областного бюджета.
Эксперт полагает, что при создании агломерации могут возникнуть проблемы горизонтального взаимодействия муниципалитетов, входящих в нее, и Великого Новгорода.
— Они касаются вопросов планирования территории, строительства инфраструктурных объектов, межбюджетных отношений. У городского округа нет сельскохозяйственных земель, которые облагаются по ставке 0,3%, а ставка на промышленные — уже 1,5%. Конфликт интересов возникнет и с так называемой «маятниковой» трудовой миграцией из Панковки, Трубичина, Сыркова. А также при внедрении городских тарифов на ЖКХ, использовании городских социальных объектов, — говорит ОМАРОВА.
Тем не менее положительными моментами укрупнения станут создание единой транспортной системы, строительство новых дорог, расширение территории города и возможность создавать технопарки, производственные объекты, жилые кварталы, а развитие инфраструктурных объектов двинется в район.
Инвестор любит порядок
Плюс от объединения очевиден и для туристического потенциала города и района. Как считает генеральный директор туристического офиса «Русь Новгородская» Андрей КАТАЕВ, единый механизм работы будет понятным для будущих инвесторов.
— В объединении я всегда вижу больше плюсов. В конкретном случае мы получаем единый механизм работы с потенциальным инвестором, заинтересованным развивать туристическую инфраструктуру. Сегодня же мы имеем зачастую очень сложные объекты, в которых непросто взаимодействовать самим, не говоря уже об инвесторах. Например, Рюриково городище, где в настоящее время весьма сложное администрирование. При объединении многие вопросы снимутся, в том числе и на этой территории, — поясняет Андрей Катаев.
Он добавил, что окончание строительства трассы М11, которая проходит в том числе и по территории Новгородского района, будет эффективнее работать для туристического потенциала совместной территории района и города.
Юрий Бобрышев полагает, что в будущем мы увидим создание более крупных агломераций. Конечно, мало кто из экспертов считает, что Великий Новгород сможет стать пригородом Санкт-Петербурга, тем не менее процессы укрупнения территорий неизбежно будут происходить.
— Но пока главное — запустить эти процессы. Нам важна эта агломерация и для того, чтобы увеличить поступления из федерального бюджета. Есть градации городов по их размерам и численности. Мы пока не попадаем в города с численностью от 250 тысяч жителей. При агломерации город будет получать более масштабное финансирование из госбюджета, это даст возможность участвовать в новых программах и многое другое, — пояснил градоначальник.
Для эффективного объединения необходимы не только административный ресурс и грамотное планирование бюджета. Прежде всего нужно смотреть на реальные потребности людей и подстраиваться под их нужды. Когда людям будет удобно, механизм будет работать без сбоев.
Екатерина ПЕРЕПЛАВЧЕНКО,
фото Владимира МАЛЫГИНА