Как живёт сегодня одна из лучших сельских школ страны
В Неболчской средней школе, что расположена в 30 километрах от районного центра, сегодня учатся 309 детей. Её признали одной из лучших сельских общеобразовательных организаций в стране. А ещё она вошла в топ отечественных учебных заведений с индустриально-технологическим профилем. Впрочем, разговор с её руководителем Владимиром БОЛЬШАКОВЫМ получился не только о победах в рейтингах, но и о повседневных проблемах и заботах небольшой сельской школы. Состоялся он, правда, не в стенах учебного заведения, а в районном Доме культуры, где для педагогов в минувшую пятницу устроили праздничный концерт в честь Дня учителя.
— Из областного департамента образования на днях мне пришла ещё одна новость — Неболчская школа внесена во Всероссийский Реестр «Книги почёта» за 2017 год за особые заслуги в сфере образования, — первое, что мне сообщил Владимир Николаевич. — И поскольку у неё сразу накопилось несколько топовых номинаций, наше учебное заведение может участвовать в конкурсе «100 лучших школ России-2017», который проводится в рамках форума «Школа будущего-2017», в одной из номинаций. Правда, она платная, поэтому конкурс пропустим.
— И сколько нужно денег?
— Сорок тысяч рублей, для сельской школы эта сумма велика. Однако само по себе данное приглашение рассматриваю как приятное и знаковое.
— Успех любой школы — результат не одного года. Из чего он складывается? Какие традиции у вашей школы?
— Последние пятнадцать лет она участвует во Всероссийских олимпиадах по технологии, ведёт краеведческую и военно-патриотическую работу. Так, два года назад при школе был открыт музей боевой славы, до этого была небольшая комната. Наши Неболчи находились в прифронтовой зоне, охраняли участок бойцы 92-й стрелковой дивизии. В музее собрано много экспонатов, связанных с историей этого воинского соединения. В 2010 году школа была награждена на международном конкурсе «Созвездие талантов». Наши учащиеся становились лауреатами премии Дмитрия Сергеевича Лихачёва. И в декабре 2015 года школа снова победила в этом конкурсе. Главная заслуга в успехе принадлежит учителям технологии Сергею Хельштейну и Светлане Недельской. А в этом году мы были отмечены за высокие результаты по ЕГЭ по русскому языку и математике, которые показали наши ученики.
— Пожалуй, самый болезненный вопрос для сельской школы связан с наполняемостью классов. Количество детей изменилось за последние годы?
— Количество детей увеличилось. Может быть, эта тенденция связана с введением материнского капитала. В посёлке построен хороший детский сад, он тоже один из лучших в области. Группы в нём полностью укомплектованы. И данное обстоятельство вселяет уверенность, что в будущем и классы наполнятся учениками.
— Как обстоят дела с педагогическими кадрами?
— Их не хватает. Школе нужны учителя русского языка, английского, математики. Я веду физику, а поскольку в этом году ушла учитель математики, ещё преподаю и этот предмет в выпускных 10–11 классах. А это большая ответственность. На следующий год возникнет потребность в учителе истории и обществознания. Туго с педагогическими кадрами на селе, и молодёжь не очень-то идёт к нам работать.
— Можете озвучить размер заработной платы педагогов вашей школы?
— Средняя зарплата составляет 25 тысяч рублей. Возможно, зарплата и неплохая, но вопрос оплаты педагогического труда нужно корректировать и корректировать. Учителя из Неболчей, приезжая к своим родственникам в соседнюю Ленинградскую область: в Будогощь, Бокситогорск, Кириши, узнают, что зарплата у местных педагогов в два-три раза выше.
— А о чем мечтают в одной из топовых образовательных организаций в стране?
— Наша школа нуждается в мультимедийном оборудовании, в интерактивных досках, компьютерах. У нас скудно оснащён кабинет информатики — всего 4 компьютера. Общая стоимость такого оборудования — 65 тысяч рублей. О проблеме учителя заявляют на различных уровнях, но результата пока нет. Хотелось бы обзавестись новой мебелью, современными пособиями.
— Школьные автобусы не подводят?
— Нашу школу обслуживают два автобуса по двум маршрутам. К слову, самая дальняя деревня, откуда доставляют школьников, расположена в сорока километрах от Неболчей. Транспорт находится в ведении специально созданной хозяйственной группы при комитете образования районной администрации. Техника изношена, её тоже не помешало бы обновить. Но для начала нужно отремонтировать дороги, трасса от районного центра до Неболчей сильно разбита.
— Эту проблему вы поднимаете перед властями?
— Как руководителя образовательного учреждения она не должна меня касаться. Но как депутат совета Неболчского поселения я регулярно акцентирую на нем внимание. Необходимо развивать инфраструктуру района, чтобы люди, и прежде всего молодёжь, здесь оставались.
— А как учителю, чего вам хочется?
— Как и любой другой педагог, я хочу хороших учеников. Хотя они все хорошие, только к ним нужно найти подход. Но не все стараются учиться. Поэтому нужно сохранять тесную связь между школой и родителями для решения вопросов, связанных с воспитанием, обучением, социализацией, дальнейшим трудоустройством их детей. Нельзя, чтобы эта ниточка обрывалась ни на одном этапе школьной жизни. В начальной школе мамы и папы находят время встретиться с учителями, не пропускают собраний. А уже в средней школе они надеются, что только школа будет учить их детей. Между тем учителям очень необходима помощь родителей.