Местная жительница открыла столовую для пожилых людей
Такие новости встретишь не часто: в Пестове местная жительница Галина МАСЛОВА организовала социальную столовую, написал пресс-центр правительства области. Сама пестовчанка её называет иначе — пункт питания. Но, пожалуй, неверными являются оба варианта. Это не просто место, где люди могут поесть. Это место, где они забывают о своем одиночестве и тоске, где о них заботятся, где они могут рассказать о своих радостях и трудностях.
— Идея возникла давно, — вспоминает Галина Маслова. — Я её обсуждала, советовалась... В чём суть? В Пестове немало пожилых людей. И они в силу возраста часто остаются как бы в стороне. У молодых дела, работа, семья... Не хватает времени встретиться с родителями, бабушками, дедушками... А ведь пожилые — это золотой фонд нашей страны.
И было решено проводить для пестовских пенсионеров благотворительные обеды — прийти может любой. Ведь какой разговор без чашки чая с вкусняшками?! Атмосфера на кухне станет по-домашнему уютной, если на стол поставить тарелки с дымящейся кашей или ароматными щами. «Совместная трапеза всегда людей сближает», — говорит Маслова. Первые встречи прошли в августе. Продукты для пункта питания приносят сами пестовчане — почти в каждой семье есть чем поделиться.
— Приду, бывает, а у крыльца ведро с картошкой стоит. Или ящик с морковкой, — рассказывает женщина.
Каша с мясом
Открылась столовая в частном доме на окраине города, на улице Серова. Он принадлежит пестовчанину Юрию Пальоку, который во время нашего приезда скромно занимался делами на огороде. Места здесь хватает всем: просторная столовая, зал и вся необходимая бытовая техника, начиная от большой морозильной камеры и заканчивая духовкой.
— Юрий Юрьевич — человек добрый. И верующий. Всегда говорит, что никто ещё ничего не забрал с собой на тот свет. Добро надо делать, пока живешь, — передает Галина Егоровна его слова.
Каждое утро, кроме выходных, она приходит сюда и принимается за готовку. Старается учесть возраст своих гостей — «им питание щадящее нужно». В меню — каши с мясом и на молоке, супы. Ну и обязательно чай с конфетами.
К полудню кухня заполняется — со всей округи собираются пенсионеры. Случается, что и стульев не хватает. Большинству подопечных Галины Масловой, которую они называют по-простому Егоровна, уже за 80. Для пожилых эти встречи — не только возможность пообщаться, узнать новости, но и действительно поесть. Когда перевалило на девятый десяток, у плиты долго не постоишь.
— Она нас и обует, и оденет, если не можем, — рассказывает одна из посетительниц Любовь Михайловна.
Дом для Эльзы
Но у одной из участниц общих застолий своя история. Эльза Матвеевна Бирюлёва. Её девичья фамилия Тонти. Она из семьи репрессированных финнов. В конце 30-х годов сотни её соотечественников, проживающих в Ленинградской области и Карелии, были арестованы, расстреляны. «Подозрительные лица» — так их тогда называли. Семейство Тонти выслали в Вологодскую область, в Устюжну. Здесь Эльза встретила своего первого мужа, новгородца. Они обосновались в Хвойной. Потом было второе замужество, переезд в Пестово, дети, внуки... Но в последние годы пенсионерка редко улыбалась. Дочь сначала забрала её к себе в Устюжну, но потом привезла обратно в райцентр.
— Немощная стала. Только мешаю, — объяснила поступок дочери пенсионерка.
Родственники сняли бабушке однокомнатную квартиру. За 11 тысяч рублей. А пенсия на 2 тысячи больше. Вот на них женщина и жила. Точнее, выживала. Голодала. Признается, что хотелось наложить на себя руки. Дочь свою она уже давно не видела. Приедет ли когда-нибудь?
О бедственном положении Эльзы Матвеевны узнала Галина Маслова. И вместе с подругами решила помочь пенсионерке — покупали продукты, приносили уже готовую еду. Пока Юрий Юрьевич не предложил женщине переехать к нему в дом — у него нашлась свободная комната, в которую пенсионерка перебралась из съемной однушки.
— Есть такое понятие — «человеколюбие». Нужно просто любить людей. Я их всех люблю, — показывает на своих подопечных Галина Маслова. — Надеюсь, и они меня. Один восточный мудрец Саади Ширази сказал: «Человек, творящий добро, делает это добро для себя. Человек, творящий зло, делает это зло тоже для себя». Так и тут. Человек должен чувствовать другого человека, смотреть ему в глаза и уметь слушать.
По словам Масловой, в доме есть еще одна комната, и если кто-то в посёлке оказался в такой же сложной ситуации, как и Эльза Бирюлёва, возможно, дом Юрия Пальока станет и его домом.
Мир не без добрых людей
Настала пора рассказать и о Галине Егоровне, которая до переезда в Пестово в 2004 году жила в Узбекистане, где работала учительницей начальных классов и вела кукольно-драматический кружок. В Россию Масловы могли уехать и раньше, но решили не тревожить пожилых родителей. «Старое дерево не пересаживают», — говорит она.
Этим летом она окончила курсы социального предпринимательства в Новгороде, но бизнесом так и не занялась. Поняла: это не про неё.
— Меня иногда знакомые удивляют, — рассказывает она. — Спрашивают: «Ну как, Галина Егоровна, процветает ваша благотворительность?». Это они про пункт питания. А я не понимаю, как благотворительность может процветать? Это не бизнес, доходов нет — только расходы.
Сейчас Маслова много думает о будущем своего домашнего пункта питания.
— Пока мы получаем помощь в основном в натуральном виде — продуктами, — продолжает она. — Есть небольшие пожертвования: кто 50 рублей даст, кто — 100. На эти деньги можно купить хлеб, сладости. Но необходимы дополнительные средства. Мир не без добрых людей. Очень надеемся, что кто-нибудь откликнется. Хочется отправить посетителей нашего пункта питания в санаторий или в туристическую поездку отдохнуть, подлечиться.
* * *
Когда мы уезжали, на теплой кухне в доме по улице Серова еще никто и не собирался расходиться. Кто-то просил у Егоровны добавки, кто-то нахваливал конфеты, а кто-то просто сидел и слушал соседа.
Фото Владимира Малыгина