Завершились XI соревнования по робототехнике, в которой у нас то ли всё плохо, то ли всё хорошо
Тому, кто захочет досконально разобраться, в каком же состоянии находится современная робототехника в России, придётся изрядно попотеть. Если начать гуглить и сравнивать, то впору схватиться за голову: мы отстаём. Продажи промышленных роботов в России обвалились в прошлом году на 40%, плотность роботизации в нашей стране почти в 70 раз ниже, чем в среднем по миру, и даже роботы, которых создают отечественные школьники, почти на 100% состоят из импортных деталей. В общем, всё плохо — докладывают крупнейшие издания страны. И вдруг среди всех этих антирекордов как гром среди ясного неба: в ноябре Россия триумфально выступила на всемирной олимпиаде по робототехнике в Коста-Рике, забрав треть всех медалей — 5 золотых, 1 серебряную и 2 бронзовые.
Чтобы разобраться, «НВ» отправились на XI соревнования по робототехнике «Планета роботов» и поговорили с теми, кто учит делать роботов, и с теми, кто их делает.
Пчёлка Майя и другие полезные машины
За одним из столов, на которых расположились изобретения, претендующие на победу в свободной творческой категории, Наташа ТРИГУС и Артём МАКАРОВ презентуют «Пчёлку Майю». Нет, к пчеловодству эта конструкция не имеет никакого отношения. Это военная машина, способная перевозить тяжёлые грузы и раненых. Машина-робот оснащена шестиствольным пулеметом, который можно снять, и двумя v-образными движками. Использовать «Майю» можно и в гражданских, и в военных целях, аналогов, как уверяют её изобретатели, у машины нет, и если её собрать в натуральную величину, то она будет в 500 раз больше своей модели.
Пока ребята рассказывают нам о том, что «Майя» получила своё имя исключительно за черно-желтую окраску, робот-машина привлекает внимание Саши Никитина.
Саше — 6,5 (он говорит: «Можете считать, что уже 7»). Мальчик подходит к столам с изобретениями с видом знатока и отпускает дельные комментарии.
— А почему у машины колёса такие маленькие? — спрашивает он Артёма и Наташу. — Она же не проедет по плохим дорогам.
— Наше изобретение ориентировано на будущее, когда в России будут хорошие дороги, — не задумываясь, отвечает Артём.
— Ну да. С маленькими колёсами она и выглядит красивее, — великодушно соглашается Саша.
Забегая вперёд, скажем, что «Пчёлка Майя» по итогам соревнования займёт второе место в средней возрастной категории. Уступит она в жесточайшей борьбе роботу «Спасатель», созданному тринадцатилетним
Владимиром ТРУШКИНЫМ и одиннадцатилетним Семёном КРЫЛОВЫМ.
— Особенности конструкции нашего робота позволяют ему пробираться в труднодоступные места, — рассказывает и показывает Вова. — Допустим, благодаря пластинам на задних концах ног он может распределять свой вес на большую площадь и не так сильно будет вязнуть в болотах. Также у него стопы разделены на две части, и поднимаясь, он может цепляться за уступы на скале.
— И он правда может кого-то спасти?
— Нет пока, — Вова явно удивляется вопросу. — Это же «Лего», модель. Но при определённой доработке вполне работоспособная. Робота нужно сделать из крепких металлов, лучше всего из титана, чтобы при обвале в горах он не сплющился под тяжестью породы. Также нужно будет написать серьёзную программу, чтобы робот мог распознавать материалы и мог «увидеть», что перед ним человек, а не бревно. И тогда он будет спасать.
По накатанной линии
Помимо творческой номинации на «Планете роботов» номинаций ещё пять: слалом по линии, следование по узкой линии, гонки шагающих роботов, лабиринт и интеллектуальное сумо.
Андрей ИВАНОВ, директор центра развития робототехники «Робоцентр» и судья слалома по линии, внимательно наблюдает за тем, как серая роботомашина неспешно движется по чёрной линии на белом ватмане, разложенном на полу. Вдруг машина встречается с препятствием — жестяной банкой, завернутой в белую бумагу, немного «думает», разворачивается и, обойдя банку, возвращается на свою дорожку. Андрей Николаевич удовлетворённо кивает и делает какие-то пометки в своем блокноте.
Этот робот в отличие от тех, что представлены в творческой номинации, никакого утилитарного значения не имеет, однако, по словам судьи, не умея делать подобных, к сложным изобретениям никогда не подберёшься. Впрочем, и эта модель не так-то уж проста, как кажется. Робот ведь не только движется, но и «видит» и имеет сложный алгоритм объезда банки.
После завершения соревнований мы спрашиваем у судьи, как же всё-таки следует оценивать место отечественной робототехники в мире. Единственное отставание, которое Андрей Иванов готов за нами признать, — это отставание техническое:
— Все компоненты, на которых мы ездим, — иностранные. И это, конечно, грустно. Но зато у нас очень сильная IT-индустрия и много талантов. Так что в сфере робототехники хватает и проблем, и достижений.
А вот директор Новгородского Кванториума Максим ЮДИН на сложившуюся ситуацию смотрит более оптимистично. Несколько лет назад он сам стоял у истоков кружка по робототехнике в Великом Новгороде и может судить о том, чего за это время удалось добиться хотя бы в нашем регионе.
— Ну всегда же приятно сказать, что в России всё плохо, правда? — говорит он. — Но даже если посмотреть на практику нашего маленького региона, станет ясно, что это не так. У нас дважды в год проходят соревнования по робототехнике, количество желающих поучаствовать в них растёт, так же, как и количество и сложность номинаций. Так что робототехника развивается и популяризируется.
— Но в промышленности роботов у нас мало.
— Нельзя в одночасье поменять всё производство на роботов. А куда тогда отправить людей? Так что пока всё происходит в наиболее приемлемом для государства и социума темпе. На производствах всё-таки закупают роботизированные станки и людей отправляют на обучение, чтобы они могли с ними работать. Просто мы встали на этот путь несколько позже, чем другие страны.
— Хорошо. А вот конструкторы, из которых построены почти все представленные здесь роботы, стоят около 30 тысяч рублей. Это тоже не проблема?
— Вот это проблема. Они и раньше были недешёвые, а теперь, когда подскочили евро и доллар, стало совсем дорого. Есть аналоги «Лего», но они, к сожалению, по цене почти не отличаются. У нас в Питере есть два производителя, которые делают конструкторы «Амперка» и «Трик», но они технически сложные и подходят больше для тех, кто «Лего» уже перерос. Аналоги «Лего» делают в Китае, в Германии, в Италии, но, к сожалению, не у нас.
За чистую Арктику
Церемония награждения победителей «Планеты роботов» анонсирована на 17.30, однако начать её можно как минимум на полчаса раньше. Из-за карантина, случившегося в новгородских школах этой осенью, многие школьники, занимающиеся робототехникой, просто не успели сделать нового робота к соревнованиям, и эта «Планета роботов» получилась менее оживленной, чем предыдущие.
В этом году победителей соревнований традиционно ожидали кубки и возможность поехать на Открытые зимние состязания Санкт-Петербурга по робототехнике. Впрочем, некоторые из участников «Планеты...» в Питере уже бывали и на вопрос, можно ли там победить, качают головой — пока что уровень робототехники в Северной столице гораздо выше.
Перед церемонией награждения Михаил ЛУКОВ, судья творческой категории, рассказал, что его больше всего удивил робот-погрузчик, предназначенный для очистки Арктики. Он представляет собой платформу на колёсном ходу. На ней смонтирован манипулятор, совмещённый с лебёдкой для захвата и подъёма бочек с опасными отходами. Управление роботом осуществляется дистанционно с видеонаблюдением. Сконструировал его восьмилетний Вадим Торопов за две недели.
* * *
В затемнённом актовом зале Дворца детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова транслируют фильм BBC, закадровый голос на полном серьёзе рассуждает об этике роботов. А я думаю о том, что, несмотря на низкую плотность роботизации и другие неутешительные проценты, пока у нас есть такие мальчики, как Вадим, и учителя для них, все другие победы — возможны.
Фото Владимира Малыгина