Пятница, 29 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Не буду барракудой

Павел Санаев — о новой книге, психотерапии, яркой молодости и Венесуэле

Павел САНАЕВ, автор нашумевшей повести «Похороните меня за плинтусом», первой части романа-дилогии «Хроники Раздолбая», приехал в Великий Новгород, чтобы на творческой встрече представить здесь вторую часть романа «Хроники Раздолбая. Спор на балу у Воланда». В ней главный герой — молодой художник — заключает пари о том, что сможет добиться успеха, создав гениальную картину.

Общение, длившееся более двух часов, прошло в КЦ «Диалог». Сначала писатель прочитал отрывки новой книги, выход которой запланирован на 2018 год, а потом ответил на вопросы слушателей. Разговор ожидаемо получился нескучным. Местами — с непечатными выражениями и оригинальными умозаключениями. Судите сами!

— В чем разница между «Плинтусом» и «Хрониками»?

— «Похороните меня за плинтусом» — это история частной семьи. Она — о домашнем насилии, невозможности и насущной потребности простить родителей. Это психотерапия по работе с прошлым.

«Хроники Раздолбая» — это история целой страны на протяжении 20 лет. Действие заканчивается почти в наши дни, в 2010 году. Роман целиком направлен в будущее. Главный герой — молодой человек — находится на изломе советской эпохи. Наступает новая жизнь и возникает вопрос: как жить дальше? Черное стало белым, а верх — низом.

В книге есть такая метафора. Были два водоема, разделённые плотиной. В одном — с пресной водой — жили лещи, плотва, в другом — соленом — морская рыба: тунцы, акулы, барракуды... Плотина рухнула, и вода смешалась, став солёной. Рыбы из пресного водоёма начали погибать, а барракуды расплодились. Герой понимает, что не хочет быть барракудой. И придонным рачком ползать по дну тоже не хочет. Он пытается найти способ изменить свою жизнь.

Причем здесь будущее? Периодически в жизни каждой страны происходят сломы, похожие на наши 1991-й и 1993 годы. Как человек в ситуации полной потерянности может расслышать внутренний голос, найти точку опоры? Роман про это.

— Что такое счастливое детство, яркая молодость, зрелость и достойная старость?

— Счастливое детство — это достаток любви близких людей. По поводу яркой молодости расскажу случай. За публикацию «Плинтуса» в журнале «Октябрь» в 1996 году я получил небольшой, но солидный гонорар. Около 1000 долларов. У меня была старенькая иномарка, и я хотел поставить в неё крутую музыку. Но друзья позвали в Ригу, которая в те годы не была таким сонным местом, как сейчас. Я поехал, и через неделю пошел занимать деньги на обратный билет у отца своего товарища. Рассказал ему про то, что хотел музыку купить, а он — мне: «Паша! Всё, что пропито и прот...ано, то потрачено не зря». Теперь понимаю, что в этих словах была истина.

Зрелость — это умение понять: с тем, что было хорошо в молодости, пора заканчивать. На первый план должны выйти новые ценности — семья и свое дело. А достойная старость — это способность сохранить активность, делать то, что делал. Как, например, Клинт Иствуд, который выпускает фильм за фильмом. Или Мартин Скорсезе, снимающий сейчас свои лучшие картины.

— Почему Россия может стать похожей на Венесуэлу?

— Говоря, что Россию может ждать участь Венесуэлы, я имел в виду чистую математику. Из 140 миллионов россиян производительным трудом сегодня занимаются 20 процентов. Остальные — дети, пенсионеры, силовые структуры, чиновники — те, кто получает деньги из бюджета. Его нужно чем-то наполнять. Пока он в основном наполняется за счет продажи нефти. Но цена на неё упала. И её количество, как и газа, сокращается. Условно, когда-то мы продавали 10 единиц по 100 долларов, теперь 8 по 60, а в перспективе будет 5 по 40. С такой математикой в какой-то момент государство не сможет удержать жизнь населения на прежнем уровне. В Венесуэле происходит примерно то же. Хотя там экономика убита до такой степени, что даже своей туалетной бумаги нет.

— Почему киноверсию «Плинтуса» тяжело смотреть?

— Режиссер (Сергей Снежкин. – Авт.) снимал что-то своё. Например, бабушку в экранизации «Плинтуса» Светлана Крючкова играет ужасно. И это не её вина. Она выполняла установку режиссёра. В книге бабушка мучает других и мучается сама, а в фильме только мучает других. У фильма нет психотерапевтического эффекта. И он лишен юмора, который присутствует в книге. Картина нравится тем, кто не читал повесть.

— Литература — жена или любовница?

— Не сочтите за высокопарность, литература — это миссия. Если бы я не считал, что мои книги очень нужны людям, я бы их не писал. Это тот случай, когда невозможно не писать. Кино мне нравится заниматься больше.

Фото из открытых источников 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА