Учителя подсчитывают, насколько проект модернизации школьного образования увеличил их заработки. Рассуждает Елена СЕРГЕЕВА, заместитель председателя комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области, кандидат педагогических наук. Цель его — повысить престиж профессии педагога. Этого невозможно добиться без увеличения зарплат, регулярного повышения квалификации учителей, оснащения классов современной техникой.
Чтобы претворить задуманное в жизнь, нужны большие средства. Федеральные власти готовы их выделять субъектам РФ в обмен на взятые на себя обязательства.
Так, в этом году начиная с сентября из бюджета области выделено было 77 миллионов рублей на повышение зарплат учителям. Москва эту же сумму денег перечислила нам на укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и проведение курсов для педагогов.
По условиям программы мы обязаны довести среднюю по области зарплату школьных педагогов до средней по экономике региона за первый квартал 2011 года — 16 507 рублей. У нас в регионе учителя и так получают неплохо — за первый квартал средняя сумма составила 16 322 рубля. То есть повысить нужно было совсем немного. Но денег выделено больше. Поэтому мы приняли решение довести среднемесячную зарплату наших педагогов к концу декабря до 19 356 рублей. Сейчас учителя получили деньги за первый отработанный, в условиях реализации проекта модернизации, месяц. Это в среднем 17 479 рублей. Для сравнения: в апреле 2011 года — 16 310 рублей. Повышение есть.
Отмечу, что фонд оплаты труда изменился не в базовой части — окладе, а в стимулирующей, начисляемой специалистам за достижения, хорошие результаты труда. 77 миллионов мы разделили между районами исходя из количества учащихся на территории. Но прежде чем перечислять средства в муниципалитеты, заключили с главами районов соглашения о том, что они должны выполнить. Дело в том, что субъекты РФ получают федеральные средства тоже не за просто так. Должен омолодиться кадровый состав школ, и в соглашениях с районами четко прописано, когда и сколько новых дипломированных специалистов должно прийти на работу. Нужно внедрять новые государственные стандарты образования. Изменились требования аттестации педагогов — они усложнились, и не все учителя рады этому. Но больше получать будут те работники, кто пройдет эту процедуру и подтвердит свою квалификацию. Учебные заведения обязаны применять энергосберегающие технологии. Кроме того, стимулирующие выплаты будут больше у тех, кто станет внедрять дистанционные формы обучения.
К слову, подпрограммой дистанционного блока является и переход школ области на ведение электронных дневников учащихся и классных журналов. Заключено соглашение с разработчиками информационной системы «Дневник.ру», и в 2012 году общеобразовательные учреждения нашего региона начнут заносить оценки в виртуальные дневники. В интернет-пространстве учителя будут теперь фиксировать и заданные ими ребятам на дом уроки. В дальнейшем можно будет и родительские собрания проводить посредством компьютера или консультировать мам и пап.
Но вернемся все же к оплате труда. Я на днях общалась с учителями из Парфинской средней школы. В этом учреждении в среднем зарплата по итогам сентября увеличилась на 1400 рублей. А вот в маленькой сельской школе деревни Лажины того же муниципалитета, где всего 16 учащихся, зарплата педагогов выросла на пару тысяч рублей. Многие педагогические коллективы, сами решающие, кому и за какие достижения увеличить надбавки, в два раза увеличивают молодым специалистам базовую ставку оплаты труда учителей, которая сейчас составляет 4700 рублей.
Процесс изменения оплаты труда школьных специалистов будет продолжен. Предполагается, что в 2012 году Новгородская область из федерального бюджета получит на дальнейшую реализацию проекта модернизации порядка 200 миллионов рублей.