Совсем недавно, а если быть точнее, в мае 2008 года произошло знаковое научное событие. Профессор из Британского университета Бат Эдриан Боуер и его научный партнер Вик Оливер представили миру новую версию своего самореплицирующегося робота - Replicating Rapid-prototyper, который в миру получил имя RepRap. Этот робот-3D-принтер научился самостоятельно воспроизводить себя. То есть он может создавать себе подобных без участия человека, а те в свою очередь будут производить подобных себе. Уже рисуются картины из фильма «Терминатор»? Пока паниковать рано. Воспроизвести себя полностью RepRap может только в теории. На практике все микросхемы должны быть представлены человеком (да, производить микросхемы и электронику трехмерные принтеры пока не умеют). Правда, профессор Боуер уже заявил, что времена, когда его детище сможет создавать себе подобных самостоятельно, уже не за горами. Почему-то у меня нет повода сомневаться в словах Эдриана Боуера.
До некоторого времени 3D-принтеры были очень дорогим удовольствием, которое мог позволить себе только крупный бизнес. Цены на них начинались со ста тысяч долларов. Конечно, и сейчас такие продвинутые модели пользуются спросом, но постепенно появляются и более массовые изделия. В частности, одним из таких трехмерных принтеров является модель Desktop Factory, которая стоит всего лишь пять тысяч долларов. Конечно, у нее есть целый ряд ограничений. Так, она может воспроизводить модели не более 12,7 куб. см. Но это все равно большой шаг вперед. И заявка на то, что уже в ближайшие десять лет в домах станут появляться личные 3D-принтеры.
Можно предположить, что трехмерную печать ждет серьезный скачок уже в ближайшее время: упростятся 3D-редакторы, удешевится 3D-печать, сами принтеры станут компактнее, улучшатся свойства используемых материалов, и каждый человек сможет изготовить себе, например, уникальный корпус для телефона или брелок, обладающий всеми необходимыми свойствами - прочность, влагостойкость, гибкость и т.д., без грязи, химии и каких-то специальных навыков, просто у себя дома на столе. Рано или поздно это наступит - это всего лишь вопрос маркетинга и времени.