Что они сделали?
Обвинение, которое легло в основу приговора, было построено на трех криминальных эпизодах. В первом из них Федоров предстает как один из организаторов преступной группы. Вместе с Мухиной путем вымогательства фигурант уголовного дела отнял у Щетининой два здания, принадлежавшие ООО «Дом бухгалтера», единственным участником которого был муж потерпевшей, бесследно пропавший в 2000 году. В приговоре прозвучали достаточно красочные подробности. Например, как Щетининой, не желавшей отдавать «Сплаву» недвижимость, грозили, что она получит «дочь по кусочкам», и гарантировали ей «место на кладбище». В данном случае речь шла о захвате собственности стоимостью более 3 млн. рублей.
Однако эта цифра не идет ни в какое сравнение с теми, которые фигурировали по фактам совершенных Федоровым махинаций с долями в уставном капитале других участников «Холдинга машиностроительных заводов» - «ХМЗ». В обоих случаях потерпевшими являются бывшие заместители экс-главы корпорации. Так, в 2005 году лишился 20% долей Андрей Зуган. Зато два других участника - Владимир Федоров и Андрей Петровский - увеличили свои доли до 40%. Зуган был обвинен ими в подготовке покушения. С ним обошлись по-свойски, предложив в 24 часа сдать акции и покинуть город. Спустя два года обездоленным оказался Евгений Владыкин. Не то чтобы совсем, однако 0,17% - далеко не то же, что прежние 20. Владыкин якобы тоже провинился, его уличили в финансовой нечистоплотности. В данном случае была милицейская проверка, факт не подтвердился. Тем временем доля Федорова выросла до 59,83%.
Поскольку пропорционально долям участники «ХМЗ» имели право на основной капитал предприятия, подсчитано, что суммарный материальный ущерб, который им был причинен, составляет около 800 млн. рублей.
Суд
В зале суда незримо витал дух Петровского (он же - «авторитет» «Реча»). По версии следствия, именно Петровский - идейный вдохновитель всех тех дел, за которые сегодня отвечает Федоров. «Реча» до сих пор находится в международном розыске. Год назад был задержан на Украине, но почему-то отпущен. По данным следствия, до сих пор имеет 40% долей в уставном капитале ООО «ХМЗ», а это - основной актив корпорации.
Оглашение приговора растянулось на целый день. Бросилось в глаза, что нет Федорова-младшего, в чьих руках ныне бразды правления «Сплавом». За последний год Николая Владимировича видели в суде лишь пару раз, когда к нему самому были вопросы. Наверное, занят.
Федоров-старший и без сыновьей поддержки держался бодро. Однажды даже сыронизировал по адресу Владыкина: «Я тебя подсидел». Владимир Михайлович имел в виду, что занимает его прежнюю должность, являясь заместителем генерального директора корпорации по коммерции. Каким образом, будучи в следственном изоляторе, Федоров занимался коммерцией? Впрочем, это проблема самого «Сплава». После оглашения приговора Федоров сорвался-таки, назвав потерпевшего «мразью» и пообещав, что он «еще ответит».
Ещё не вечер
Как нам сообщили в пресс-службе Новгородского районного суда, официальной жалобы на приговор пока не поступало. Однако о том, что она все-таки будет, защитой Федорова было заявлено устно еще до оглашения приговора.
Ставить точку рано не только потому, что приговор еще не вступил в законную силу. ГУ МВД по Северо-Западному Федеральному округу продолжает расследование преступлений прошлых лет, в эпицентре которых корпорация «Сплав». Выделены отдельные уголовные дела, касающиеся других лиц. Когда и они будут доведены до логического завершения - судебного вердикта - картина станет более полной. В том числе и относительно ныне осужденных Владимира Федорова и Елены Мухиной.
На протяжении трех лет, прошедших от задержания Владимира Фёдорова до оглашения приговора, следователи, прокуроры и уж тем более судьи комментариев для прессы не давали. Теперь, когда приговор вынесен, государственный обвинитель, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Новгородской области Кирилл ДОРОФЕЕВ согласился ответить на вопросы «НВ».
- Кирилл Анатольевич, долгое время в общественное сознание внедрялась мысль о том, что дело, как бы это сказать...
- Сфальсифицировано? А виноваты в этом рейдеры и власти? Я убежден, что Владимир Федоров и Елена Мухина наказаны заслуженно. Более пятидесяти томов уголовного дела. Масса приобщенных документов, распечатки телефонных разговоров, свидетельские показания. Версии «Сплава» - это, как правило, лишь слова.
- Утверждалось, что Щетинина оговорила Фёдорова. Мол, семь лет молчала, а потом вдруг направилась в милицию.
- Фёдоров - не тот человек, о котором можно сочинять нелепицы. А молчала она потому, что боялась. Муж бесследно пропал, его брат расстрелян. К слову, Щетинину начали обрабатывать, чтобы она отдала «Сплаву» два здания ООО «Дом бухгалтера» сразу после исчезновения ее мужа.
- Говорилось также, что эти здания наглым образом увели у самого «Сплава», а Фёдоров лишь вернул их.
- Ничего подобного! Щетинин получил недвижимость легально и законно, когда в 1999 году вышел из состава участников ООО «Холдинг машиностроительных заводов». На тот момент корпорацию еще возглавлял Евгений Шульман, который впоследствии был убит в своем кабинете.
- Что за история с дипломатом, набитом деньгами, который Анатолий Федотов, руководитель фирмы «Панацея-Н», якобы передал Владимиру Федорову в счет покупки объектов «Дома бухгалтера»?
- Есть свидетельские показания. И, по данным следствия, свидетельницу активно искал «Сплав», надеясь опередить милицию. «Панацея-Н», заплатив за недвижимость 252 тысячи рублей, в 2003 году, то есть через неполных три года, перепродала их уже за 23 миллиона рублей. Любопытно, не так ли?
- А в чем смысл криминальной операции, от которой выиграл кто-то другой?
- «Панацея-Н» входит в корпорацию. Как распределялись вырученные деньги? Этот вопрос - за рамками данного уголовного дела.
- Александр Зуган, бывший заместитель генерального директора по коммерции, одновременно и участник отъема недвижимости у Щетининой, и потерпевший, лишенный долей в уставном капитале «ХМЗ».
- Он и Евгений Владыкин, сменивший его в 2005 году на должности зама, имеют право на восстановление имущественных прав в порядке гражданского судопроизводства. Что касается роли Зугана в эпизоде по «Дому бухгалтера», то она действительно криминальная. Следствие по его делу продолжается. Равно как и по делу Петровского и Бескоровайной - начальника юридического отдела, участников махинаций с правоустанавливающими документами. Хочу еще раз подчеркнуть, что никакой политической подоплеки в деле Федорова нет. Речь идет об обычном преступлении, совершенном из корыстных побуждений.