В XIX веке новгородцы бесплатно катались на «Антихристе»
Волхов делит Новгород на две части — Софийскую и Торговую. Это известно и понятно. О чем мы подзабыли, так о другом назначении нашей реки: до середины XX столетия это была оживлённая транспортная магистраль. Волхов бороздили пароходы, связывая город с другими населёнными пунктами.
Противный ветер
Появлением пароходного сообщения Новгород обязан военным поселениям. Самое раннее упоминание о таком типе судна относится к 1819 году. Пароход, предназначенный «для привода из озера Ильменя в реку Волхов во время противного ветра судов с камнем, нужным к построению жилищ военных поселений», был построен в Старорусском уезде и оснащён паровым двигателем в Новгороде. Кстати, первый в России пароход появился лишь четырьмя годами ранее — в 1815-м.
На протяжении нескольких последующих десятилетий ходили два парохода военных поселений — «Волхов» и «Ильмень». Первый — от Новгорода до «новой Чудовской дороги, идущей в село Грузино» и обратно, с несколькими остановками по пути. Маршрут другого судна пролегал по давшему ему название озеру в старорусские военные поселения.
Пароходы использовались для перевозки строительных материалов и пассажиров. Причём в числе последних были как спешившие по служебным делам военные, так и мирные жители губернии. Плата за проезд зависела от ранга пассажира и места его расположения на пароходе. С детей до двух лет плата не взималась, за детей до 13 лет уплачивалась половина положенной суммы. За отдельную плату пароходы могли также буксировать частные лодки.
Пароходы военного ведомства трудились в Новгородской губернии не один десяток лет. Однако в 1851 году «по ветхости и неблагонадёжности» сошёл с дистанции «Волхов» — первый казённый пароход «старинного устройства». А в следующем году закончил свой трудовой век «Ильмень».
И булка в придачу
Настала эра частных пароходов. Впрочем, они курсировали по Волхову с 1849 года. Это были принадлежавшие купцу Ненюкову «Пётр» и «Антреприз», который в народе почему-то именовали «Антихристом».
Незамысловатую историю развития частного пароходства на Волхове, услышанную им от местного жителя, пересказал в своей книге «На исторической реке» писатель Александр Круглов. Победитель старых, неудобных и тихоходных казённых пароходов Ненюков взвинтил цены и вообще стал «куражиться» — пассажирам навязывались билеты более дорогих классов. Недолго радовался купчина, вскоре объявились конкуренты в лице «Пароходства по Волхову».
Теперь, стремясь завоевать симпатии клиентов, Ненюков и компания снижали цены. Дошло до того, что на пароходах Ненюкова пассажиров стали возить даром, да ещё и дарить им булку. Долго такое счастье продолжаться не могло, и закончилась эта борьба соглашением о поочерёдных рейсах. Ненюкову это не помогло, в конце концов, он продал свои пароходы компании.
«Кокетка», государь!
Общество «Пароходство по Волхову» было учреждено в 1857 году вице-адмиралом Павлом фон Моллером и купцом 1-й гильдии Эммануилом Нобелем для буксировки судов и перевозки пассажиров по реке Волхов, озеру Ильмень и впадающим в него рекам между Новой Ладогой, Гостинопольской пристанью, Волховской станцией Николаевской железной дороги, Новгородом и Старой Руссой. К 1867 году общество владело четырнадцатью пароходами, из которых восемь пассажирских большого размера осуществляли перевозки между Новой Ладогой, Волховской станцией, Новгородом и Старой Руссой. Ещё два малых буксиро-пассажирских парохода и четыре малых буксирных курсировали между Волховской станцией и Старой Руссой. За один рейс пароходы общества могли перевезти до ста пятидесяти человек на малых пароходах и до четырёхсот — на больших. Кроме того, обществу принадлежали восемь грузовых судов.
Некоторые пароходы компании носили игривые имена: «Красотка», «Кокетка». И крылатые: «Бабочка», «Пчёлка», «Комар», «Чайка». Для своего времени это были довольно комфортные суда. Вот, например, отзыв пассажира 1859 года: «Красивый, лёгкий пароход «Красотка», чрезвычайно удобно устроенный, с довольно быстрым ходом (70 вёрст в три с половиною часа)».
Именно на «Красотке» и «Кокетке» прибыли в Новгород в 1862 году члены императорской семьи. Охотно пользовались этим видом транспорта и обычные жители империи: в начале 60-х годов XIX века на пароходах в Новгород прибывало ежегодно до 50 тысяч человек и ещё столько же отправлялось по Волхову к железнодорожным станциям.
Не зли капитана
Впрочем, у компании имелись не только достоинства. Работа пароходства вызывала много нареканий. Пассажиры жаловались на грубость матросов и капитана, явно наделенного слишком большими правами: по правилам компании он мог высадить не подчинявшегося ему пассажира в любом населённом пункте. И, видимо, нередко так и поступал. Кроме того, подобно купцу Ненюкову, «Пароходство по Волхову» при наличии более дешёвых билетов старалось продать дорогие. Пассажиров 1-го и 2-го классов загоняли в душные каюты: «При отличной погоде надо было отказаться от чистого воздуха и живописных берегов и отправиться в каюту, наполненную смрадом вонючих папирос и только что снятых со стола щей».
В конце XIX века в Новгороде существовали две пароходные пристани: Волховская, располагавшаяся в конце Буяновской улицы, у Лерховского бульвара, и Старорусская — в конце Большой Михайловской улицы.
Тем временем почти всё судоходство по Волхову и Ильменю перешло к купцам Забелиным. В начале XX века по Волхову ходили пароходы «Андрей Забелин», «Мария Забелина», «Отец Иоанн Кронштадтский».
Жалобы на качество обслуживания не прекращались. В 1908 году очевидец писал: «Пароход «Андрей Забелин» ходит так тихо, что один из пассажиров, немец, справедливо заметил, что скорее можно попасть из Берлина в Америку, чем из Соснинки в Гостинополье», а пароходная администрация «дошла до последних пределов самоуправства».
Кто тут сухой?
В 1924 году насчитывалось пять пароходных линий: Новгородская (между Новгородом и станцией Волхово), Старорусская (от Волхово до Старой Руссы), Гостинопольская (между станцией Волхово и городом Волховом), Мстинская (от села Холова до Новгорода) и Ловатская (от Старой Руссы до села Черенчицы с заходом в село Антипово).
А нравы все так же оставляли желать лучшего. Ходивший между Бронницей и Новгородом по Сиверсову каналу пароход «Великий Октябрь» давал такую высокую и крутую волну, что она заливала соседние челны, при этом «на пароходе ждут этого удовольствия и весело хохочут над пострадавшими».
Не лучше повели себя капитан и команда судна «Всесоюзный староста Калинин» (бывший «Отец Иоанн Кронштадтский»), ходившего от Старой Руссы до Новгорода. На их глазах стала тонуть шедшая от противоположного берега лодка с 18 пассажирами, а они «смеялись, радовались развлечению». При этом рядом с пароходом стояла свободная большая лодка, вмещающая 80 человек.
В другой раз дело и вовсе обернулось трагедией — из-за того, что пароход не сбавил ход, лодка со спешившими к нему пассажирами ударилась в лопасть пароходного колеса и перевернулась. В холодной ноябрьской воде оказалось 20 человек, двоих спасти не удалось.
«Невольно слеза набежит»
В 1944 году после освобождения Новгорода пароходное сообщение было возрождено. Были организованы линии Волхово — Новгород — Шимск (пароход «Форель») и Новгород — Мста («Усть-Луга»). В последующие годы в город возвращались старые и появлялись новые пароходы («Всесоюзный староста Калинин», «Коммунар», «Онега», «Экстра» и другие). Организовывались новые маршруты, даже внутригородской — Юрьево — Колмово.
При этом небольшой полученный по репарации финский пароход «Экстра», переименованный затем в «Волхов», занимался перевозом пассажиров с одного берега на другой. Ведь Волховский мост был разрушен немцами при отступлении.
Воспоминания об «Экстре» сохранились не только у жителей послевоенного Новгорода, но и у приезжих археологов, возобновивших раскопки в 1947 году. Небольшой пароходик даже стал частью археологического фольклора:
Раскинулся Волхов широко,
По Волхову «Экстра» спешит.
Как вспомнишь — вздохнёшь ты глубоко,
Невольно слеза набежит.
К 1960-м годам пароходы были вытеснены теплоходами. В настоящее время речной пассажирский транспорт, на протяжении полутора столетий являвшийся одним из главных в Новгородской губернии, окончательно превратился в развлечение для туристов.
Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ
Фото из архива НГОМЗ и Вячеслава Волхонского