Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Нужны думающие люди

Педагог из Неболчей Любытинского района Сергей Хельштейн превращает урок труда в предмет современных технологий

Средняя школа в Неболчах — самая обычная, в том смысле, что нет в ней уклона на углублённое изучение какого-то предмета. И дети в ней учатся самые обычные — есть среди них и умницы, и маленькие разбойники, есть отличники и те, кому учёба даётся с трудом. Но в прошлом году школа наравне с тремя гимназиями областного центра оказалась в числе лучших учебных образовательных учреждений России и вошла в топ отечественных учебных заведений с индустриально-технологическим профилем. Высокую оценку сельская школа заслужила во многом благодаря педагогическому труду Сергея Хельштейна. На протяжении 14 лет его ученики занимают призовые места на Всероссийских олимпиадах по технологии.

От поделок к мышлению

В кабинете-мастерской для мальчиков сразу чувствуется резкий, но всё же приятный запах древесины. Шестиклассники пыхтят над созданием кормушек для птиц. Если ошибок в работе нет, то изделие можно унести с собой. Но если обнаружится криво забитый гвоздь, Сергей Валдемарович заставит переделать.

Своеобразный образец для подражания прямо под носом у мальчишек — старинный письменный стол с резными ножками неизвестного мастера-краснодеревщика. Когда-то он украшал барскую усадьбу Менделя, после революции использовался в сельсовете. А в 60-е годы, когда в стране началась штамповка корпусной мебели, был отправлен в неболчскую школу. Сначала стоял в кабинете директора, а потом перекочевал в кабинет труда. Примечательную историю своего рабочего стола мне рассказал сам Сергей Валдемарович. Поговорить с ним удалось в промежутке между уроком и факультативом, на котором он занимается со старшеклассниками — готовит ребят к региональному этапу олимпиады по технологии. Пройдет он уже на следующей неделе.

— Сергей Валдемарович, стол-то дубовый. Сегодня, наверное, и древесины такой не найти? — мне интересно, а могут его ученики в умении приблизиться к чему-то подобному.

А учитель в ответ улыбнулся и пригласил в комнатку-сокровищницу, от пола до потолка плотно уставленную деревянными макетами утраченных мельниц, часовен, крепостей. Вот игрушка-качалка, вот стол, а вот карета, вернее, её разобранные элементы. Всё — проекты-победители прошлых олимпиад, областных и всероссийских. От солнечных лучей большинство из них защищены тонкими покрывалами. Дубовой древесиной, кстати, воспитанники Хельштейна сумели обзавестись благодаря урагану, обрушившемуся на Неболчи в июле 2010 года и повалившему в окрестностях посёлка множество деревьев.

— Каждый год появляются новые ученики, и всё нужно начинать по-новому. Но олимпиады по технологии с каждым годом усложняются. Примитивный уровень — пили отсюда и досюда — не проходит. Помимо знания материалов: металла, дерева, пластмассы, подростку нужно владеть информационными, лазерными технологиями, робототехникой, уметь создавать чертежи 3D-модели. И это не мода, а жизнь, — говорит Сергей Валдемарович.

Из тех новых технологий у него в кабинете имеются ноутбук и Интернет. Станки с числовым программным управлением, лазерные установки, 3D‑принтеры — лишь мечта. Деньги администрация школы скорее потратит на хозяйственные нужды, чем на покупку современного оборудования для мастерской. И между тем Хельштейну и его команде каждый год удаётся войти в число призёров Всероссийской олимпиады, куда съезжаются участники из 60 регионов страны. Получается не ударить в грязь лицом перед такими богатыми регионами, как Татарстан, Мордовская республика, Челябинская и Свердловская области, в школах которых урок труда давно стал предметом современных технологий.

— Дети шестых-седьмых классов видят, как занимаются старшеклассники, как их награждают и отмечают за победы. Постепенно в их головах появляются мысли, что и они могли бы участвовать в конкурсах, — продолжает учитель. — Идёт навстречу администрация школы, моя семья, которая снимает с меня некоторые обязанности, что позволяет заниматься с детьми весь день и вечер в мастерской. Все на зимних каникулах отдыхали, а мы уже 2 января тесты решали, над проектами работали. Стараемся идти по плану, пока не успеваем, но, как это обычно бывает, наверстаем всё в последние дни.

Дорога на Олимп

Участие в олимпиадах по технологии — процесс трудоёмкий и физически тяжёлый. Тут к жюри с одной головой, ручкой или флешкой не явишься, нужно продемонстрировать свою творческую работу. А если она два на два метра? Из Неболчей до Великого Новгорода дети со своими макетами едут на двух автомобилях. За годы к таким путешествиям приспособились, сложнее продумать путь к городам, где проводится заключительный этап олимпиады.

— Первое, что нас спросили в Новосибирске: как вы довезли макет крепости? А в прошлом году нас даже в вагон не хотели пускать, когда увидели, какое количество коробок нам нужно доставить в Армавир. Выяснилось, что в рамках противодействия терроризму введено ограничение, — сообщил Сергей Валдемарович.

В Армавире, к слову, Александр ПЛАТОНОВ со своим проектом «Забытая история» стал призёром. Именно на Сашу Сергей Валдемарович возлагает надежды — одиннадцатиклассник башковитый и многие вещи осваивает самостоятельно. Видимо, чтобы не спугнуть удачу, педагог и его ученик тему нового проекта держат в секрете. Если юноша победит на всероссийском состязании, сможет без экзаменов поступить в любой вуз страны. У Хельштейна такие случаи — не редкость.

— По технологии у меня пять, но надо столько всего знать, чтобы эту оценку заслужить, — слегка покачивая головой, говорит Саша.

Учитель Хельштейн ставит отметки по следующей системе: на пять знает только Бог, на четыре — преподаватель, на три — его лучший ученик. Но шанс даёт всегда:

Современная игрушка-качалка — победитель одной из прошлых олимпиад

— Единицы могут получить пятёрку. Нужно и теорию хорошо знать, и хорошо руками делать. Кто-то неплохо соображает, но аккуратности в его изделии нет. Исполнителей много, они выполняют всё качественно, но мне нужны люди, которые думают. Я рассчитываю на мыслителя, который сумел бы свой образ воплотить. Самый сложный этап — 6-й класс, в этом возрасте помимо навыков к труду у ребёнка должно сформироваться пространственное воображение. Современные дети более эрудированные благодаря Интернету. У них много знаний, но их надо научить эти знания использовать.

Манера держаться

Педагогический стаж Сергея Валдемаровича — 26 лет. Он верен одному месту работы — неболчской школе, в которой и сам учился.

— В начале 80-х годов я поступил в Новгородский педагогический институт. Тогда на физмате только-только открылось отделение общетехнических дисциплин и труда. Я был неравнодушен к физике и математике, но захотелось чего-то нового, — поделился он. — К моменту окончания института я обзавёлся семьёй. Родина позвала, и мы поехали в Неболчи, где сразу дали жильё.

Ему многие говорили о том, что его утончённый образ, манеры, опрятная одежда не стыкуются с типажом трудовика из анекдотов. А он на подобные бестактные замечания лишь беззлобно машет рукой и на слово «трудовик» уже не обижается. Задевает его другое — не может он найти в Великом Новгороде понимания, что олимпиады по технологии не менее важны, чем по другим дисциплинам. По его словам, не один год он сражается с ветряными мельницами.

— На всероссийскую олимпиаду случайные люди не приезжают. Там встречаются педагоги, которые до мозга костей в олимпиадном движении. Благодаря ему мои ученики дружат с учениками из Томской, Иркутской областей. Я переписываюсь с их учителями. А у нас словно упираешься в стенку, — говорит он.

И всё же Сергей Хельштейн и его воспитанники снова и снова будут доказывать, что технология — это очень серьёзно.

* * *

Одно время областной комитет образования проводил ежегодную церемонию чествования новгородских педагогов, чьи ученики добились весомых результатов на олимпиадах всероссийского уровня. Победителей набиралось не больше десяти. Были среди них и ученики Сергея Валдемаровича. Несколько лет назад от этой традиции отказались. Но разве это правильно?

Фото Владимира Малыгина


 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Татьяна Харьковская мечтает переиздать «Дневник матери».

Выход из временных трудностей

Новгородка Татьяна Харьковская написала книгу о своей борьбе за здоровье сына

29.11.2023 | Линия жизни

Ирина Иосип оставила творческую карьеру в Санкт-Петербурге и занялась административными и учебными делами Мошенской школы.

Хороша душа на Чувашевой Горе

Как руководитель фольклорного коллектива из Санкт-Петербурга стала директором сельской школы в Мошенском

01.11.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова около дуба, которому почти 500 лет.

Личный интерес Любови Антоновой

Два десятилетия она посвятила изучению истории батецкого края

11.10.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова – врач по профессии и краевед по зову души.

Блажен Блаженков

Тот, кто построил самый большой храм

04.10.2023 | Линия жизни

«В любом деле надо прежде всего оставаться человеком. И в городе, и на ферме, и в лесу. Всё ведь можно — и пилить, и охотиться. Даже нужно. Иначе деревья просто сгниют на корню. А волки так обнаглеют, что собак вместе с будками потащат — случалось и такое. Только всё нужно делать правильно».

Майор леса

Это Андрей Бунин, который считает, что всё должно быть правильно

20.09.2023 | Линия жизни

Юлия Полуянова изучает и возрождает новгородскую роспись.

Рука мастера

Педагог из Великого Новгорода возрождает традиции новгородских росписей

13.09.2023 | Линия жизни

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года