Воскресенье, 05 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Подъём с глубины,

или Бурный жизненный поток Валерия Артемьева, который проверяет его на прочность

В Боровичах Валерий АРТЕМЬЕВ — человек известный и уважаемый. В прошлом подводник, он стал инициатором установки у моста Белелюбского мемориального комплекса «Защитникам морских рубежей России». В его туристической копилке — походы разной категорийности по воде, суше, горам, в творческой — четыре изданных сборника прозы и стихотворений, а также диск с морскими песнями в его исполнении, который разошёлся по судам всех российских флотов.

Телефонный номер Валерия Яковлевича я набрала 1 июня. После того как представилась и обозначила цель звонка, в трубке услышала: «Я только что из реки вышел — сплавлялся по бурной Мсте. Но против беседы ничего не имею, тем более что сегодня — День Северного флота России, на котором я и нес службу...».

По стопам отца

Артемьев — боровичский. Говорит, что 12 поколений его семьи жили на берегах Мсты.

— Я — дворянских кровей. До наших дней сохранилось здание в центре города, на Володарского, некогда принадлежавшее нашему роду. Я горжусь предками. Артемьевы всегда сражались за Родину: Русско-турецкая война, Первая мировая, Финская, дед во время Великой Отечественной воевал на Волховском фронте, во 2-й Ударной армии. Выжил, — начинает рассказ Валерий Яковлевич. — Отец застал конец войны на флоте — служил на подлодке «Щука». И тонул, и горел... Он не любил мне рассказывать о тех годах, да и не мог: поскольку был шифровальщиком, то подписывал документы о неразглашении информации.

Собеседник говорит, что ему с детства была интересна морская тема. Вспоминает, что когда было семь лет, отправился с друзьями в многодневный водный поход по озерам Валдайской возвышенности. За него, к слову, из рук министра культуры Советского Союза Екатерины Фурцевой получил значок «Турист СССР». Так вот, во время этого путешествия на всех стоянках Валера из коры деревьев делал кораблики и пускал их в свободное плавание.

— Мне хотелось быть не хуже отца: он был старшим матросом, значит, мне нужно было добиться большего. После школы закончил индустриальный техникум. А затем пришло время срочной службы. Выбор был между группой советских войск в Германии и флотом. Понятно, что я не колебался и отправился на три года в ВМФ. Потом остался на субмарине и на сверхсрочную. В общей сложности подводником отслужил 14 лет и 7 месяцев, за это время было 75 выходов в море, — продолжает вспоминать Валерий Яковлевич.

Лодка специального назначения

Он давно уже — военный пенсионер. Но признается, что каждую ночь ему снится подлодка, на которой он несёт вахту.

— Мне посчастливилось служить на субмарине специального назначения 667АК проекта «Аксон». У нас был самый плавающий на Северном флоте экипаж, и нам доверяли испытывать новейшие разработки. Например, боеголовки самонаведения, — делится воспоминаниями Валерий Яковлевич.

Главной заслугой командиров он считает то, что не было потерь в команде. Это достигалось постоянными, в жесточайших условиях, учениями. Да, было трудно, но зато в экстремальных ситуациях до автоматизма отработанные действия и навыки позволяли выполнить поставленную задачу и сохранить людей.

— Я — КИПовец, на мне был контроль за ядерным реактором. Тысячи приборов, в нюансах работы которых я разбирался, — говорит Артемьев.

По его мнению, в большинстве случаев гибели субмарин виноват человеческий фактор. По «Курску» Артемьев провел свое частное расследование, и то, что удалось узнать, подробно описал в одном из своих рассказов.

— Я не согласен с официальной версией гибели субмарины. Все те экспертные мнения, что публично звучали, рассматривали произошедшее с момента мощного взрыва. И никто не говорил о том, что ему предшествовало. И что был не один, а три взрыва. Но это — моя личная оценка, и я допускаю, что могу ошибаться, — рассуждает собеседник.

«Обещал семьям погибших боровичских моряков»

Артемьев старается поддерживать связь со всеми своими сослуживцами. Чтобы те не засиживались, не цепляли хворь под названием «тапочки — тахта — телевизор», он приглашает их в совместные туристические да поисково-строительные экспедиции по увековечиванию памяти погибших моряков.

— Боровичи дали России большое количество флотоводцев. И как-то в одном разговоре возникла идея создания памятника в честь служивших на флотах и отдавших жизни за страну. Потом, когда мы с товарищами начали её публично озвучивать, родственники павших стали просить не отказываться от этой идеи. Я пообещал довести дело до конца, — говорит Валерий Яковлевич.

Так как на гражданке он долгое время отработал в проектной мастерской, то со знанием дела подошел к разработке макета мемориала «Защитникам морских рубежей России».

— Не случайно выбрано место у моста Белелюбского — вид на воду и на собор. Не случаен якорь как главная константа. За основу взяты, как и положено, три цвета. В мае прошлого года мы открыли памятный комплекс, но продолжили работы по завершению проекта, — не без гордости заявляет Артемьев.

При этом он отметил, что чиновники не очень-то торопились дать добро этому благому начинанию: на общественных слушаниях, когда обсуждались проект и место установки, звучало мнение, что если разрешить морякам поставить мемориальный объект, то же самое захотят сделать летчики, танкисты... и что всем потребуется помощь, в том числе финансовая, а денег в бюджете мало.

— Общая стоимость проекта — около 2 млн рублей, из которых бюджетных нет вообще: жители Боровичей да спонсоры собрали порядка 300 тыс. рублей, остальное — моряки из разных регионов России. Все строительные работы делали собственными руками. Надеялись, что в этом году к 9 Мая успеем дополнить комплекс тремя флагштоками из нержавеющей стали и обелиском боровичанам-флотоводцам. Но коронавирус немного сместил график. Плиты с именами установим в сентябре, в дни празднования 250-летия Боровичей, — подытожил Валерий Яковлевич.

* * *

В августе у Артемьева — юбилей. Но он не чувствует себя на свои 60 лет. Готовится, если лето выдастся засушливым, сделать себе подарок — произвести раскопки на дне Мсты, где прежде водолазы обнаружили скопление затонувших в XVIII веке барок, одна из которых доставляла в Санкт-Петербург судовые якоря. Если удастся их идентифицировать, это позволит сделать полнее историю Российского флота.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Татьяна Харьковская мечтает переиздать «Дневник матери».

Выход из временных трудностей

Новгородка Татьяна Харьковская написала книгу о своей борьбе за здоровье сына

29.11.2023 | Линия жизни

Ирина Иосип оставила творческую карьеру в Санкт-Петербурге и занялась административными и учебными делами Мошенской школы.

Хороша душа на Чувашевой Горе

Как руководитель фольклорного коллектива из Санкт-Петербурга стала директором сельской школы в Мошенском

01.11.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова около дуба, которому почти 500 лет.

Личный интерес Любови Антоновой

Два десятилетия она посвятила изучению истории батецкого края

11.10.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова – врач по профессии и краевед по зову души.

Блажен Блаженков

Тот, кто построил самый большой храм

04.10.2023 | Линия жизни

«В любом деле надо прежде всего оставаться человеком. И в городе, и на ферме, и в лесу. Всё ведь можно — и пилить, и охотиться. Даже нужно. Иначе деревья просто сгниют на корню. А волки так обнаглеют, что собак вместе с будками потащат — случалось и такое. Только всё нужно делать правильно».

Майор леса

Это Андрей Бунин, который считает, что всё должно быть правильно

20.09.2023 | Линия жизни

Юлия Полуянова изучает и возрождает новгородскую роспись.

Рука мастера

Педагог из Великого Новгорода возрождает традиции новгородских росписей

13.09.2023 | Линия жизни

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года