Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Надежда Маркова

Браво, ГПД!

Поэт, музыкант, директор и просто хороший человек Виктор-Виталий Цветков — о прошлом, настоящем и будущем

«Мы были лучше, когда сидели на мели. Как мы любили, как жгли мосты, как ночи жгли…», «А любовь не тонет, любовь не горит, не зовёт и не гонит, просто в небе парит…». Думается, слова этих песен известны многим. В первом случае — это репертуар «ГПД», культовой новгородской группы начала 1990-х, во втором — легенды российского шоу-бизнеса «Браво». Автор хитов — Виталий ЦВЕТКОВ — бессменный фронтмен «ГПД» и «бравый» директор на протяжении уже почти 20 лет. Сегодня в его музыкальном арсенале новый сольный проект — группа «Виктор Виталий», песня которой «Иваны» в июле попала в хит-парад «Чартовой дюжины» «Нашего радио».

Так когда же было лучше: тогда или сейчас?

— Я с огромной теплотой вспоминаю Новгород, своих старых друзей. Я до сих пор со многими встречаюсь, мы общаемся и разговариваем на одном языке. Но я живу по принципу «здесь и сейчас» и искренне люблю моё настоящее. Песня «Мы были лучше» была написана в начале 1990-х, когда всё менялось и когда ощущение потери чего-то важного было у всех. Поэтому и песня получилась такая.

— Виталий, до создания «ГПД» вы играли в школьном ВИА, потом с группой «Апогей» выступали на танцах в Политехе и районных ДК. А с чего вообще началась ваша музыкальная история?

— Когда мне было 8 лет, мне очень нравилась одна девочка, которая не могла определиться, с кем ей дружить. Я попросил маму купить мне гитару и записался в кружок гитаристов. Потом учился в детской музыкальной школе по классу гитары, но бросил. Потому что к тому времени все играли аккордами и заниматься классикой было уже неинтересно. О том, что моя дальнейшая жизнь будет связана с музыкой, я, конечно, не предполагал.

— Своё первое выступление на большой сцене помните?

— Да, я играл на бас-гитаре. Из школьного ансамбля, в котором мы только репетировали, я один чудом попал в серьёзный состав. Группа играла на вечерах отдыха в общежитии «Азота» на Космонавтов. Мне было 16, и я был моложе всех участников на 5–7 лет. Я выучил за неделю все партии. Но без шпаргалки с аккордами обойтись не мог. И вот играем мы медляк, и кто-то, для пущей романтики, выключает в зале свет. Темно, что играть — не видно… Я был в панике. Меня спас огонёк от кнопки включения усилителя.

Времена тогда были другие: все были открыты для общения, варились в одной среде, болели за рок-движение, помогали друг другу.

— Но настоящий успех к вам пришел в «ГПД» после рецензии Бориса Гребенщикова на ваш альбом «Транс». А как он вообще узнал о вашем существовании?

— Наш альбом ему дал послушать писатель, «рок-дилетант» Александр Житинский, которому наша музыка понравилась, и «ГПД» пригласили даже открывать рок-фестиваль «Аврора». Тогда у нас всё и закрутилось, появилась возможность попасть в правильную музыкальную среду. Выступления в клубах, гастроли, фестивали… У нас издавались виниловые пластинки большими тиражами, которые продавались по всей стране. Премьера клипа «Мы были лучше» состоялась в «Программе А». В общем, уже не надо было объяснять, кто есть кто.

— Кстати, вы как-то говорили, что акустику для записи «Мы были лучше» вам одолжил сам Юрий Шевчук.

— Да. С просьбой беречь её и со словами «Это всё, что у меня есть». До этого мы как-то раз засиделись у него допоздна, Юра тогда снимал комнату в коммуналке на Синопской набережной. «ДДТ» только вернулись из Америки, и он подарил мне несколько монет для моей коллекции, поставил послушать ещё никому не известную «Последнюю осень», переживал, что песня не в стиле «ДДТ». Слушали и наш альбом «Спички на случай войны». И Шевчук сказал: «Будет и у вас своя пластинка». И через год, в 1991 году, она вышла в свет. И тиражом 50 000 экземпляров. Напророчил, получается!

https://novvedomosti.ru/images/photos/62-577-45.jpg

— Когда закончилась история «ГПД»?

— А она и не заканчивалась: мы не объявляли о своём распаде. Просто так получилось. Во второй половине 1990-х было несколько попыток записать новый альбом: нам помогали многие знакомые музыканты, в том числе Игорь Тихомиров из группы «Кино». Но записать до конца пластинку не удалось. Не было денег. Никаких перспектив, кроме гастролей с песнями под гитару по Новгородской области, не намечалось… Тогда у меня и начались периодические бегства на год-полтора то в Питер, то в Москву. Так, в конце концов, и уехал. В Новгороде на тот момент оставался только наш барабанщик Дима Балашов, остальные тоже разъехались по разным городам. Так что нам было вместе даже не собраться…

Мне никогда не нравилось название «Группа продлённого дня». Поэтому я придумал другую расшифровку «ГПД» — «Грамм по двести». Здесь уже веселей: и по звуку, и по драйву. Никакого детского сада.

— В это время в вашей жизни появилась группа «Браво»?

— Сначала я познакомился с Робертом Ленцем. Я тогда как раз собирал новый состав в Москве, и мне порекомендовали его как отличного басиста. Мы встретились, пообщались и решили что-нибудь замутить в итоге. Но он уехал на гастроли с Джоанной Стингрей, а в 1995 году его пригласили солистом в «Браво».

Спустя время Роберт пришёл ко мне с «рыбой» — музыкой для будущих песен, но без слов — и спросил, не помогу ли я с текстом. Я написал несколько текстов для «Браво». Среди них была и «XX век». Когда Евгений Хавтан понёс композиции на радио, взяли как раз песню с моим текстом. Так началось наше творческое сотрудничество. Женя предложил мне помогать с делами в «Браво», помог устроиться в Москве.

— Говорят, лидер «Браво» — человек сложный. Как вам работается с ним?

— Искры летят периодически, бывает. Но это в любой работе есть. А мы с Женей оба — музыканты: я его прекрасно понимаю. А вообще, группа «Браво» — очень дисциплинированная, особых проблем нет.

— Вы с Евгением вместе пишете песни для «Браво», многие стали хитами. А как рождается песня: вы предлагаете текст, он — музыку или наоборот?

— По-разному бывает. Текст «Любовь не горит» был написан на Женину музыку. А, например, история с гимном «Жизнь подарить» для «Игр победителей» фонда Чулпан Хаматовой была другой. Сначала я написал текст и показал Жене, а он написал музыку. Кстати, премьера гимна проходила в Доме музыки с оркестром и хором. Это было незабываемо!

— Вашему проекту «Виктор Виталий» уже пять лет. Почему вы решили вновь выйти на сцену как автор-исполнитель?

— Наступил такой момент, когда я могу заниматься любимым делом без оглядки на коммерческий успех: работа в «Браво» дала мне такую возможность. А песни я писал всегда, так что материала накопилось немало.

— Песня «Иваны» на протяжении нескольких недель была в «Чартовой дюжине» «Нашего радио». А ведь эту композицию вы записывали удаленно, в период самоизоляции. Как вам такой опыт?

— Очень радостно, что судьба «Иванов» сложилась сразу так успешно. Сейчас она ещё и в хит-параде радио «Комсомольская правда». Я не знаю, от чего это зависит. Честно. Мы отправили её на несколько радиостанций, и многие в итоге взяли композицию в ротацию. Такое не всегда бывает и у известных групп.

Я, конечно, — Виталий, но в паспорте написано другое имя — Виктор. Так меня назвал отец, а мама с детства звала Виталиком. И друзья. Поэтому название сольного проекта было очевидно: «Виктор Виталий».

Ну а дистанционный процесс работы — необычный. Но не вся музыка поддаётся такому способу записывания. Радиохиты, наверное, можно записывать так. А вот вещи альбомные нужно писать вживую.

— Валерий Рубцов, директор новгородского Киномузея, снимает сейчас клип на песню «Иваны».

— Это не только клип. Это одновременно и короткометражный фильм с нашим саундтреком. «Иваны» — песня о наших людях с яркой, но очень непростой судьбой. В то же время она и о нас — мы же их продолжение. Фильм будет об этом. С Валерием Рубцовым мы давно дружим. У него чудом сохранились очень редкие киносъемки «ГПД», из которых он мастерски собрал несколько удивительных клипов на мои песни. И для проекта «Виктор Виталий» он сделал очень интересное видео на песню «Прошлое», где, кстати, сыграл и главную роль.

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Сойма» поёт песни Великих степи, тайги и тундры

Колоритный замес

Группа «Сойма» соединяет в себе горловое пение, калмыцкую домбру, армянский дудук, новгородские гусли, баян, виолончель...

10.07.2019 | Живой звук

Валерий Галактионов — «директор играющий»

Браво, маэстро!

Более двадцати лет Валерий Галактионов учит парфинских детей играть настоящий джаз

22.05.2019 | Живой звук

Кира Вайнштейн: «Новый альбом насыщен разными городскими шумами. Мне хотелось, чтобы слушатели вместе со мной проживали и сопереживали опыт»

Тревожный опыт

Почему группа Kira Lao стала сольным проектом Киры Вайнштейн

10.04.2019 | Живой звук

«АПМ» предлагает всем новгородским музыкантам этим летом собраться вместе на Софийской площади и исполнить «Там у трёх дорог...»

То было раннею весною

Свой первый концерт легендарная новгородская группа «АПМ» дала 30 лет назад

20.02.2019 | Живой звук

Парень эпохи Вудстока

В свободное от работы время председатель городского комитета культуры Константин ХИВРИЧ не прочь поиграть фолк у стен детинца

06.02.2019 | Живой звук

Выступление этих парней никого не оставляет равнодушным. Да и они сами не могут сдержать своих эмоций. И это здорово!

«Я балдею от тебя…»

Хулиганы из «Малиновской банды» обзавелись тур-менеджером и собираются фестивалить по полной программе

12.12.2018 | Живой звук

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года