Суббота, 27 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Осколок империи

{mosimage}Мост имени Александра Невского в Великом Новгороде открывает свои секреты

В областном центре помимо набережной имени Александра Невского и двух памятников ему есть ещё и одноимённый мост. Каменно-металлическая переправа соединила берега Волхова в 1954 году, если верить мемориальной таблице на ней. Берусь доказать, что мост наравне с легендарным князем имеет право на то, чтобы являться не просто функциональным сооружением, но и символом своей эпохи. Хотя приходится признать, о его истории известно гораздо меньше, чем о самом Александре Невском.

Рывок вперёд
В поисках полезной информации мы обратились к одному из бывших главных архитекторов Великого Новгорода Людмиле Ефановой. Она занимала этот пост с 1950 по 1957 годы и не могла не знать о строительстве столь крупного объекта. Так оно и оказалось. Людмила Васильевна занимала не только позицию контролёра, но и принимала активное участие в процессе возведения.
По словам 99-летней пенсионерки, после окончания Великой Отечественной войны и руководству страны, и руководству области стало очевидно, что Новгороду необходим капитальный мост. Однако построить его сразу после освобождения города, конечно, не смогли. Новгородцы передвигались сначала по понтонному мосту: дощатые тротуары были положены на поставленные друг за другом баржи. Чуть позже построили полностью деревянный мост, простоявший, судя по дошедшим до нас снимкам, вплоть до 1954 года.
— Но в итоге всё-таки было принято решение о строительстве капитального моста, — рассказывает Людмила Ефанова, — поскольку деревянный приходилось регулярно ремонтировать. Во время ледоходов его опоры часто повреждались.
Первоначально решено было построить мост шириной в шесть метров. По трём причинам. Во-первых, власть экономила средства, во-вторых, продолжавшие мост улицы были довольно узкими, в-третьих, считалось, что Новгороду, старинному провинциальному городку, вполне хватит и такого.
Людмила Ефанова взбунтовалась. Насколько это было возможно в то время. Она несколько раз ездила в Ленинградский проектный институт, сотрудники которого продумывали будущий облик сооружения, и доказывала, что мост нужно строить в два раза шире — с учётом будущего развития Новгорода. И в конце концов отвоевала свою позицию.
Согласно итоговой технической характеристике моста, выданной Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, копия которой чудом сохранилась у Евгения Терлецкого, в своё время занимавшего пост главного архитектора Новгородской области, ширина проезжей части четырехпролётного моста составила 12 метров; ширина тротуаров — 2,3 метра; длина — 279,36 метра. Предполагалось, что расчётная нагрузка переправы, с учётом троллейбусного движения, составит более 70 тонн. Но троллейбусы по мосту так, впрочем, и не пошли.
— Только спустя годы, когда в городе по берегам Волхова начали появляться пяти-, девятиэтажные дома, стало понятно, что увеличение габаритов моста было правильным шагом, — рассуждает Евгений Терлецкий. — Тогда это был рывок вперёд. Мост стал архитектурной доминантой города. Не он подстраивался под окружающую среду, а строившиеся здания равнялись на него! Можно сказать, что появление большого моста в Новгороде стало одним из толчков для развития областного центра, а не превращения его в ещё более
глухую провинцию.
Кстати, в копиях министерских документов ничего не сказано про помещение, расположенное под мостом на правом берегу Волхова. В него ведет железная, густо заклеенная объявлениями миниатюрная дверь, намертво приваренная к металлическому косяку. По словам Евгения Терлецкого, у этого таинственного помещения есть своё назначение. В случае войны при необходимости подрыва моста туда будут закладывать взрывной заряд.  


Стройка эпохи
Между тем технические споры вокруг моста имели вполне мировоззренческий статус. Дело в том, что сооружение, по словам Алексея КУРОЧКИНА, начальника отдела охраны культурного наследия комитета культуры, туризма и архивного дела области, было построено по проекту ещё 1930-х годов. В то время в советском искусстве основным было направление конструктивизма, родившееся в общем-то из соображений экономии государственных средств. Его последователи создавали простые, логичные, функционально оправданные, целесообразные объекты. Без излишеств.
И ещё одним поводом для разногласий между Людмилой Ефановой и ленинградскими проектировщиками стали декоративные элементы, которыми первоначально не планировалось украшать мост. К примеру, стиль исполнения решётки ограды должен был быть очень простым — только вертикальные колосники. Но, по всей видимости, традиционно женская тяга Людмилы Ефановой ко всяческим красивым штучкам оказалась сильнее конформизма проектировщиков. Она сама придумала формы элементов декора для ограды: флаги, звёзды, шлемы... Тем самым проявила себя как человек своего времени. Все эти детали стали типичной чертой соцреализма. В довершение всего Людмила Ефанова придумала установить на мосту громадные чугунные вазоны в античном стиле и величественные стелы. И до того скромная конструкция в небольшом периферийном городке стала частицей имперского духа ушедшей эпохи.
По большому счёту сегодня мост сохранился практически в первоначальном виде. Нет только ограды, спускавшейся к подземному переходу на улице Большой Московской, — её украли охотники за металлоломом. Нет старых фонарей — их заменили более современные безликие аналоги, которые, кстати, плохо сочетаются с декорированной оградой. Исчезли и отдельные фрагменты решётки ограды.
История умалчивает
Кто именно строил мост, до сих пор остаётся загадкой. Людмила Васильевна припомнила, что в качестве исполнителя госзаказа выступила какая-то военная часть. Но какая? Сейчас по прошествии десятков лет она сказать не может. Говорит только, что регулярно вступала в словесные перепалки с руководителем стройки — очень симпатичным генералом в высоких сапогах.
Ещё одной интригой является присвоение мосту столь легендарного имени. Почему объекту, выдержанному в духе идеологии социализма, дали имя персонажа православного периода истории? И когда? Как говорит Людмила Ефанова, в 1954 году строители и проектировщики и не думали давать мосту официальное название. Не принято это было. Мост он и есть мост. Рискну предположить, что название у моста появилось после того, как у Волхова рядом с Церковью Бориса и Глеба в 1984 году появился памятник Александру Невскому, давший название его левобережной набережной.
Также остаётся только догадываться о том, какое отношение к проектированию моста имел архитектор В. Павлушков, имя которого значится на мемориальной доске. Скорее всего, он и есть автор проекта, созданного в 30-е годы XX века и впоследствии претерпевшего сильные изменения по инициативе Людмилы Ефановой. Она, к слову, ничего про своего коллегу не слышала. Аналогичный ответ мы получили в областном управлении дорог «Новгородавтодор», в «Мостоотряде-75» и службе заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Великого Новгорода. Мост продолжает хранить свои тайны.


Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН,
Владимир БОГДАНОВ (фото)

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года