Вторник, 14 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Взрослость как явление

Не утихают споры по поводу того, что современные школьники в развитии и стремлении к учебе очень сильно отличаются от сверстников советского периода. Есть ли научный сравнительный анализ данных?

Мария ПРОШНИНА,
Великий Новгород

Учёные НИУ ВШЭ провели исследование поведения пятиклассников и сравнили с подобным наблюдением Д. Эльконина и Т. Драгуновой середины 1960-х. Результаты представлены в работе «Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е».

В 1967 году Эльконин и Драгунова рассмотрели учебную деятельность, общение с товарищами, взрослость, этические нормы поведения. По этим же направлениям повели анализ и ученые ВШЭ.

Что касается учебы, то ее ценность признавалась детьми как в 1960-е, так и в 2010-е.

Общение с товарищами в прошлом ценилось высоко — на протяжении всего учебного года пятиклассники стремились участвовать во всем происходящем в классе совместно с друзьями. Спустя же 50 лет оказалось, что одни школьники сочетают учебу с активным общением, а другие еще не дозрели до коммуникаций. И ученые ВШЭ выделили четыре типа учеников. «Младшие школьники» (ведут себя, как ученики начальных классов: прилежны, не спорят с учителем, сверстники для них — лишь партнеры по выполнению заданий в школе). «Истинные тинейджеры» (для них значимо общение, а не учеба, у них начался переходный возраст, сопровождаемый протестами и конфликтами на уроках). «Смешанные подростки» (эти дети одновременно хотят и хорошо учиться, и много общаться, для них важно мнение учителя, оценки на уроках, но при этом они защищают собственное пространство и свое мнение). «Подавленные дети» (школьники этой группы не интересуются учебой и мало общаются со сверстниками).

В 1960-е исследователей интересовало возникновение чувства взрослости как индикатора того, что ребенок как раз перестает быть ребенком. Среди изменений, происходящих с детьми, Эльконин и Драгунова особо выделили изменения взаимоотношения со взрослыми. У одних ребят они касались только дома, у других — семьи, у некоторых — и дома, и семьи. Раньше дети сами разогревали еду, делали уборку, ходили в магазин и старались позаботиться о родителях. Нынешние же пятиклашки, как отмечают ученые ВШЭ, выполняют работу по дому эпизодически и часто не по своей воле. На вопрос, чего ждут от них родители, подростки отвечают про свою хорошую учебу и профессию, и ни слова об «отдаче» в отношении родителей и поддержке семьи.

И если в 1960-е дети стремились к равенству в правах со взрослыми, то в ответах детей 2010-х отсутствует «претензия на взрослость», для многих взросление вообще не представляет собой никакой ценности.

Фто из открытых источников

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 08.05.2024 года