Вторник, 14 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Предъявите документы

В ГИБДД уверены, что законопослушным водителям не стоит пугаться нового административного регламента

Изменения в Административный регламент МВД, касающиеся надзора за дорожным движением, вступили в силу 20 октября и уже успели наделать шума среди автомобилистов. Кто-то это называет возвращением в 90-е, когда гаишники могли устраивать засады, чтобы ловить нарушителей, кто-то считает, что всё осталось как было. Разберемся?!

Попали в засаду

Согласно обновленному регламенту, сотрудников ГАИ на патрульной машине во время службы на дорогах должно быть хорошо видно. Проще говоря, спрятаться в кустах, чтобы потом появиться перед носом нарушителя, как черт из табакерки, будет нарушением.

Однако изменения гласят, что при наблюдении за аварийно-опасными участками дорог и при использовании камер фотовидеофиксации дорожные полицейские могут находиться на спусках, подъемах дорог, за поворотами (всё это, как считают в ГИБДД, и есть аварийные участки), дорожными знаками, указателями и пр. По мнению автомобилистов, это позволяет скрыть машину ДПС, не нарушая закон.

Но, по словам Павла МАКАРОВА, и.о. заместителя начальника управления ГИБДД области, к изменениям придираются только нарушители:

— Им перед тем, как нарушить правила, нужно убедиться, что инспектора впереди нет. А для дисциплинированных водителей не имеет значения, где находится сотрудник ГИБДД, видно его или нет.

Сам себе режиссёр

Ещё одна новация, взволновавшая автовладельцев, — запрет на видеосъемку разговора с инспектором во время проверки документов, в том числе внутри патрульной машины. Не совсем так. В регламенте раньше был пункт о том, что стражи порядка не имеют права препятствовать водителю вести запись общения с дэпээсником — фото, видео или аудио. Новый регламент лишился этого пункта, но документ не распространяется на водителей — это руководство к действию для сотрудников ДПС.

— Привлечение понятых при составлении протокола о нарушении никто не отменял, но случается, что рядом с местом происшествия их просто нет. Поэтому сотрудники ГИБДД должны вести запись общения с водителями — в патрульном автомобиле есть два видеорегистратора. Один снимает то, что происходит перед машиной, второй работает внутри, — разъясняет Павел Макаров. — Они должны работать непрерывно — от начала и до конца дежурства. Сам автовладелец имеет право записывать разговор с инспектором, если водителя подозревают в нарушении Правил дорожного движения. Однако, включив видеокамеру или диктофон, нужно предупредить об этом сотрудника ГАИ. Так как он вправе запретить съемку, если речь идет об оперативных мероприятиях. Вопрос автомобилиста и ответ сотрудника ГАИ допускается записать. Если инспектор запретил съёмку без оснований на это, потом можно будет использовать запись разговора как доказательство и обжаловать действия полицейского.

В любом месте

Одной из главных и наиболее непопулярных новаций регламента явилось право инспекторов ДПС останавливать водителей в любом месте на дороге без объяснений причины. Раньше это было разрешено только на стационарных постах ДПС. И при этом полицейский должен был объяснить причину своего особого внимания к водителю.

— Но учитывая, что в городах Новгородской области стационарных постов сейчас нет — они только на трассе, — это значит, что, например, в областном центре сотрудник ГИБДД не может остановить водителя нигде. Только на выезде из города либо в рамках профилактической операции, — говорит Павел Макаров. — При этом в большинстве случаев разговор автомобилиста и инспектора начинался с фразы: «Причина остановки?». И сотрудник должен был объяснить, что послужило поводом: нарушение правил, проблемы с автомобилем — несоответствие тонировки, использование шин не по ГОСТу, — оперативные мероприятия... На всё это уходило немало времени и затягивало работу инспекторов. Хотя во многих случаях желание инспектора остановить водителя объяснялось необходимостью сделать короткое замечание. Отныне инспектор не обязан объяснять водителю причину остановки. Однако такие изменения регламента тоже рассчитаны в основном на нарушителей.

Кстати, теперь дорожные инспекторы смогут проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров.

Справку о ДТП не дадут

По новому регламенту сотрудники ДПС не будут выдавать участникам дорожных происшествий справку о ДТП, которую те потом передавали страховой компании для оформления страхового случая и получения выплат.

— Водители будут заполнять извещение о ДТП, которое страховые компании немного видоизменили — в нём сейчас чуть больше информации. Отказавшись от выдачи справок, ГИБДД приучает водителей оформлять аварию самостоятельно, без привлечения дорожной полиции. Сейчас многие водители предпочитают дождаться инспекторов, даже если машина получила незначительные повреждения с ущербом менее 50 тысяч рублей, которые подпадают под оформление по упрощенной схеме — Европротоколу. Автомобилисты готовы ждать по нескольку часов приезда инспекторов, хотя без их участия могли бы управиться меньше чем за час. Хочется надеяться, если исчезнет основная причина вызова сотрудника ДПС — получение справки, со временем автомобилисты отвыкнут пользоваться помощью полицейских. Сейчас инспекторам приходится выезжать на сотни мелких ДТП, в которых нет пострадавших. На каждое уходит 45–60 минут, а если таких столкновений несколько десятков? У сотрудников ДПС, — продолжает Макаров, — попросту не остается времени на профилактику правонарушений.

Скинем цепи!

В новой версии административного регламента появился пункт, запрещающий автомобилистам при проверке документов передавать их полицейскому в обложке и с удерживающими устройствами. Последнее — частое явление в столицах и крупных городах. Там водители — народ стреляный и крепят как права, так и бумаги на машину на цепочку к чему-нибудь в салоне автомобиля. При встрече с сотрудником ДПС они чуть приоткрывают окно и в узкую щель протягивают документы для проверки.

— То есть вроде бы и выполнил законное требование сотрудника, а толком проверить их тот не может, — рассуждает Макаров. — Полицейский не может их отнести в служебный автомобиль, чтобы «пробить» по информационной базе, и даже просто повертеть в руках. Не поддельные ли?

Но под запрет попали не только цепочки. Обложки тоже. Их в ГИБДД приравняли к коррупциогенному фактору. Ведь так в корочки можно нечаянно вставить банкноту, а инспектор потом гадай — это предложение взятки или водитель так привык хранить сбережения? Станет ли это серьёзной преградой для нарушителей, в том числе и тех, что в погонах? Вряд ли.

КОММЕНТАРИЙ

Галина КРУТИЦКАЯ, юрист Новгородского филиала Общества защиты прав автомобилистов Санкт-Петербурга:

- Новый регламент — это, конечно, «закручивание гаек» для автовладельцев, легкомысленно относящихся к соблюдению правил на дороге. Но опасаюсь, что появившееся у дэпээсников право проверять водителей без объяснения причины и вне стационарного поста может привести к злоупотреблениям. Под видом полицейских могут действовать мошенники. Насколько такая возможность облегчит работу сотрудникам ГАИ? Трудно сказать, учитывая, что для них и раньше не было большой проблемой проверить документы у водителя — во время профилактических акций, которые ГИБДД проводит постоянно.

С другой стороны, дисциплина в дорожной полиции остается низкой. Вместо видеорегистратора сотрудники ГИБДД записывают разговор с водителем на телефон, забывают представиться, назвать день, время проверки документов, не объясняют автомобилисту его права. Недавно на суде изучали ситуацию, когда дэпээсник просто дал девушке алкотектор и сказал «На!». Коротко и ясно! И никаких объяснений. Поможет ли новый регламент поменять отношение гаишников к своим обязанностям? Трудно в это поверить.

Рисунок с сайта Сarikatura.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 08.05.2024 года