Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

На Соборной стороне

altСтарая Русса, как, пожалуй, и большинство российских городов, условно поделена местными жителями на микрорайоны.

Егоревщина, Шанхай, Городок, Кечь, Сомровка, Кирпичник, Химмаш — эти названия, кроме коренных старорусцев, мало кому известны.

Однако об одном из микрорайонов с красивым названием Соборная сторона хорошо осведомлены не только местные жители, но и гости города. Особым показателем этого является создание известным языковедом, доктором филологических наук Михаилом Горбаневским интереснейшего интернет-альманаха под названием «Соборная сторона», рассказывающего об истории
Старой Руссы.

День берёзки
Соборная сторона — большой микрорайон, застроенный частными домами и отделённый от основной части города двумя реками — Полистью и Порусьей. Именно на Соборной стороне расположен великолепный Воскресенский собор, огромное старинное Симоновское кладбище, знаменитый «дом Грушеньки», героини романа Достоевского «Братья Карамазовы» и многие другие местные достопримечательности. И всё же знаменит Соборник не этим. Парадокс в том, что именно Соборную сторону как минимум треть взрослого населения Старой Руссы называют своей малой Родиной. Нередко на улицах Руссы можно услышать странный для приезжих разговор:

— Ты сам-то откуда?
— Я с Соборной стороны.
— Так, значит, мы земляки!

Всё дело в том, что многие старорусцы родились и выросли в частных домах Соборной стороны и лишь позже перебрались в городские благоустроенные квартиры в центре. Когда-то Соборник был некой своеобразной деревней в городе, ярко отличающейся своим укладом. Всё здесь было пропитано духом глубокой веры, который не смогла перебороть даже жёсткая цензура развитого социализма середины прошлого века. Мост, ведущий сюда, и сегодня носит название Соборного, дороги здесь расходятся от Воскресенского собора, и даже маленький деревенский магазинчик люди по сей день именуют часовней в память о располагавшейся на этом месте в XIX — начале XX веках часовне иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». И уж поверьте, никому из жителей Соборной стороны не режет слух фраза: «Сходи в часовню за хлебом».

В середине двадцатого столетия Соборная сторона была для местных партийных работников зоной пристального внимания. В каждый без исключения большой религиозный праздник люди со всего города стягивались на Симоновское кладбище. Ходить в церковь, как многие помнят, в те времена, не попав под опалу, было невозможно. А официально запретить посещать кладбище никто не решался. Впрочем, и с этим дореволюционным пережитком правящие атеисты тогда яростно боролись. Сначала на предприятиях людям пытались делать замечания и предупреждать, что советские граждане на кладбище в религиозные праздники ходить не должны. Поняв, что подобной агитационной работой дело не поправишь, власти решили не ломать мировоззрение рушан, а постепенно перестраивать его. Для этого они изобрели новый праздник — День берёзки. Отмечать его было решено в Троицу, то есть в тот самый день, когда сотни людей с веточками берёзки в руках тянулись на Соборную сторону, чтобы помянуть на кладбище своих близких.

— Центральная улица Соборной стороны — улица Свердлова — в этот день преображалась. Всю её заставляли машинами с товарами, откуда и вели торговлю. По всей улице шли концерты, выступали самодеятельные коллективы, в надежде отвлечь людей от походов на кладбище, — с улыбкой вспоминает Галина Захарова, детство и юношеские годы которой прошли на Соборнике. — Надо отдать должное изобретательности властей: рушане с удовольствием покупали сладости, лимонад, продукты в импровизированных магазинах на колёсах и после, вдоволь насмотревшись на артистов, отправлялись к могилам умерших близких.

Вероятно, позже партийные работники и сами осознали, что не существующий в реальности День берёзки выглядит нелепо, и предприняли ещё одну попытку переименовать праздник Святой Троицы, назвав его Днём улицы Свердлова. Но очередное новаторство ситуацию в нужное партии русло не повернуло.

Старорусский некрополь
Поистине огромное старинное Симоновское кладбище, исчерпав свои территориальные возможности, закрылось несколько лет назад. В народе поговаривают даже, что Симоновщину вовсе хотят со временем стереть с лица города. Возможно, кто-то и не увидит трагедии в исчезновении старого кладбища, однако не стоит забывать, что старорусский некрополь за несколько столетий своего существования из обычного места для погребения усопших превратился в своеобразный исторический памятник. Более того, многие из сохранившихся старинных надгробий, без сомнения, имеют художественную ценность, отражают свои эпохи.

На Симоновском кладбище можно отыскать следы различных эпох, знаменательных для города. Здесь сохранились памятники участников войны 1812 года, находится могила ближайшего друга Достоевского — священника
Иоанна Румянцева, здесь же погребён основатель Дома-музея Достоевского Георгий Иванович Смирнов.

Симоновское кладбище появилось в Старой Руссе в 1771 году. Именно в этот год в России разразилась страшнейшая эпидемия чумы, и был издан указ, запрещающий во всех городах и деревнях хоронить усопших вблизи церквей. Старорусцы, которым пришлось искать новое место для кладбища, выбрали пустующую территорию на краю города, где уже время от времени хоронили безвестных странников и нищих.

Некоторые из краеведов полагают, что именовать Симоновским кладбище стали в память о большой солеварнице, принадлежащей Симоновскому монастырю. Некоторые же соотносят название с именем богатого солепромышленника Симонова. Доподлинно же происхождение названия не знает, пожалуй, никто.

Старая Русса всегда была многонациональным городом, и именно кладбище эту многонациональность замечательно подчёркивало. Так, в 1838 году к православному кладбищу добавилось так называемое немецкое, на котором хоронили католиков и протестантов. Часть Симоновщины была отведена также для мусульман, а большая еврейская община города устроила здесь еврейское кладбище. Любопытно, что хотя и условно, но все эти части кладбища сохранялись как минимум до второй половины двадцатого века.

На старорусском кладбище можно отыскать следы  различных эпох, знаменательных для города. Здесь сохранились памятники участников войны 1812 года, на Симоновщине находится могила ближайшего друга Достоевского — священника Иоанна Румянцева, здесь же погребён основатель Дома-музея Достоевского Георгий Иванович Смирнов. В народе говорят, что когда-то на кладбище можно было отыскать даже могилу знаменитой Грушеньки Меньшовой (прототипа Грушеньки Светловой из романа Достоевского «Братья Карамазовы»), но до нынешних времён она, очевидно, не сохранилась.

Есть на старинном кладбище и легендарные, почитаемые жителями города могилы. В 1986-м году здесь была захоронена всеобщая любимица рушан — блаженная Мария Старорусская. Мария была слепой и жила в маленьком деревянном домике вблизи Георгиевского храма, и ежедневно к ней за благословением ходили люди.

— Она считалась провидицей и давала благословление на те или иные дела, — рассказывает жительница Старой Руссы Зоя Гоман. — У Марии не было родственников, она была одинока, однако по сей день её могила всегда ухожена и украшена живыми цветами. За порядком на могиле блаженной Марии Старорусской следят те люди, которым она когда-то помогала.

Недавно группой краеведов по инициативе Натальи Басмановой был восстановлен памятник почётному гражданину Старой Руссы Сомрову Александру Ивановичу. Стоит сказать, что династия Сомровых в Старой Руссе легендарна. Один из членов семьи являлся основателем Воскресенского собора, другой был городским главой, и все без исключения Сомровы помогали городу как меценаты.

Некоторые из старинных надгробий на Симоновском кладбище уникальны и являются памятниками творчества мастеров-камнетёсов.
— Многие надгробия на Симоновском погосте выполнены знаменитым мастером Иваном Андреевичем Виттенбергом, — рассказала известный краевед Старой Руссы Муза Емельянова. — Он по праву считался мастером надгробий. Кстати, пьедестал для знаменитого старорусского памятника «Орёл» тоже выполнен Виттенбергом.

Загадки и достопримечательности
Рассказывать об уникальности Соборной стороны и о множестве загадок, её окружающих, можно бесконечно. Ну чем не загадка, например, появление реки Перерытицы, которая, сливаясь с Полистью, отделяет Соборную сторону от основной части города? Доподлинно известно, что эта река — рукотворный канал. Однако кто, когда и зачем проделал колоссальную работу — направил Порусью на слияние с Полистью, прорыв километровый канал? В одной из легенд говорится о том, что Перерытицу выкопали воины скандинавского короля, который хотел захватить древний город, осушив реку Полисть. Другая версия гласит, что Перерытица появилась во времена правления Петра Великого для сокращения водного пути через город. Но ни одна из версий документально не подтверждена, и загадка остаётся неразгаданной.

Рассказывая о Соборной стороне, нельзя не упомянуть великолепный Воскресенский собор, поставленный на слиянии двух рек. Собор этот был возведён в 1692—1969 годах на месте древней деревянной церкви, которая существовала в городе задолго до разорения его шведами в 1611 году. Интересно, что при советской власти в Воскресенском соборе юных рушан принимали в пионеры.

На Соборной стороне сохранилось и несколько архитектурных памятников, что для Старой Руссы, практически полностью разрушенной в годы Великой Отечественной войны, является уникальным. На берегу Перерытицы находится достопримечательность XIX столетия — дом одного из богатейших людей Старой Руссы Ивана Филипповича Голикова. Ещё от одного архитектурного памятника начала XX века — дома Васильевых — осталась лишь стена. Недалеко от дома Голикова стоит дом Агриппины Ивановны Шерр, в девичестве Меньшовой. Агриппина Ивановна была очень дружна с семейством Достоевских, и Фёдор Михайлович перенёс её образ на свою героиню Грушеньку Светлову.

Когда-то Соборник был некой своеобразной деревней в городе, ярко отличающейся своим укладом. Всё здесь было пропитано духом глубокой веры, который не смогла перебороть даже жёсткая цензура развитого социализма середины прошлого века

На Соборной же стороне находятся два мощных (74 литра в секунду) минеральных источника — Царицынский и Екатерининский. Императрица Екатерина не раз приезжала в Руссу и в 1763 году пожертвовала крупную сумму на поддержание солеварения в городе. Благодарные рушане, назвав целебные источники в честь императрицы, таким образом отблагодарили её за помощь. Когда-то на энергии этих источников работали сразу три водяные мельницы. В ближайшие годы на месте бьющих из-под земли минеральных вод планируется возвести новый курорт.

По мнению участников Старорусской археологической экспедиции, Соборная сторона в Старой Руссе — далеко не самая древняя часть города. Однако именно она как нельзя лучше передаёт дух и самобытность одного из прекраснейших российских городов.

Людмила КУТУЗОВА
Любовь ЛИТВИНОВА (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года