Суббота, 20 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Чем славятся «Витославлицы»

Музею народного деревянного зодчества — 55

Официально днём рождения считается 5 июня 1964 года: в этот день Исполнительный комитет Новгородского городского Совета депутатов трудящихся издал распоряжение об образовании Заповедника образцов народного деревянного зодчества. Уже в августе того же года на территорию, выделенную музею, был перевезён из села Курицко замечательный памятник — церковь Успения Богородицы (1595 г.). Летом 1965-го были закончены реставрационно-сборочные работы.

В настоящее время «Витославлицы» — живая площадка истории, популярное место познавательного отдыха, наконец просто живописный уголок — переживают ренессанс. Ведь в рамках проекта комплексной реставрации, начатой в 2017 году, сделано многое, но ещё далеко не всё. О прошлом, настоящем и ближайшем будущем — наш разговор с заведующей филиалом Новгородского музея-заповедника, музеем народного деревянного зодчества Олесей ГАВРИЛОВОЙ.

— Олеся Николаевна, надо сказать спасибо горисполкому?

— Без понимания со стороны властей музея могло и не быть. И всё же в первую очередь стоит вспомнить инициатора — нашего выдающегося архитектора-реставратора Леонида Красноречьева. Ведь его упрекали, критиковали за идею переноса памятников: как можно «выдергивать» их из исторического контекста и ландшафта? Он говорил, что если этого не сделать, можно вообще лишиться уникальных образцов зодчества, доставшихся нам от предков. Говорил, что время рассудит. И мы знаем сегодня, что он был прав.

— Как сказал поэт, и лучше выдумать не мог. И место выбрать тоже, кстати.

— Конечно! Бывшая усадьба графини Орловой-Чесменской, окрестности Юрьева монастыря, вид на Рюриково городище, живописные заливные луга... Леонид Егорович вообще смотрел далеко вперед, гораздо дальше многих своих современников.

— Ну, в отличие от многих у него была возможность забраться на леса заново возводимых храмов.

— Именно благодаря Красноречьеву мы имеем панораму, снятую с высоты Успенского храма. Там всё — как было в середине 1960-х. Несколько деревянных домишек стояли, в них жили люди. Сосновая роща, стожки сена на скошенном лугу... У Леонида Егоровича перед глазами был образ будущего. Он рассуждал о туристическом потенциале «Витославлиц», о необходимости резервировать территории. Через дорогу от музея, там, где сейчас находится «Юрьевское подворье», он представлял стилизованную деревню, инфраструктуру для отдыха. С трактиром, представляете? В те-то времена.

— Насколько мне известно, эту идею вы намереваетесь всё-таки осуществить, хотя выбор площадки ограничен.

— Есть подходящее местечко. Это за кассовой зоной, недалеко от входа. Трактир действительно нужен. Чтобы нашим посетителям было где посидеть, пообщаться, перекусить. Рядом обустроим детскую площадку. Будет очень уютно, я уверена. А напротив мы разобьем фруктовый сад.

— Как при графине?

— Точь-в-точь. Только оранжерей не будет. А груши, яблони и вишни посадим. Причем именно тех сортов, которые были в саду Орловой-Чесменской.

— И они до сих пор сохранились — та селекция, что была в XIX веке?

— Вы знаете, да. Вишня Владимирская, яблоня Титовская... Эти саженцы и теперь можно приобрести. В Российском государственном архиве древних актов хранится «Фонд Юрьева монастыря», в котором имеется полная опись усадьбы, в том числе и сада. И названия сортов, и откуда их выписывали. Даже имена садовников.

— Но для того, чтобы воссоздать сад, наверное, придется чем-то пожертвовать? Я имею в виду ныне произрастающие деревья.

— Придется почистить так называемый самосев. Все ценное мы сохраним. Ни одно дерево, которому больше ста лет, никто не тронет. Они под охраной. Есть деревья, занесенные в реестр как памятники природы — лиственница, дуб черешчатый. Дуб стоит на аллее, ведущей от восточного фасада дома графини к Пантелеймонову монастырю. Монастырь не сохранился до наших дней, но его фундаменты были исследованы историком архитектуры Владимиром Седовым. Всего насчитывается около сорока деревьев, которые можно назвать современниками Орловой-Чесменской.

Неподалеку от трактира (к слову, проект профинансирует Всемирный банк) разместятся ремесленные мастерские. Это давняя наша мечта — создать достойные условия для работы мастеров.

— Давайте тогда уж напомним новгородцам, что вообще даст комплексная реставрация «Витославлиц».

— Саму реставрацию и даст, прежде всего. У нас из 30 построек — 21 памятник деревянного зодчества федерального значения. А дерево, как вы понимаете, — тот материал, который требует к себе очень бережного отношения. Приятно, что после реставрации откроются и некоторые памятники, в которые прежде не было доступа. И очень важно, что в этих церквах будут иконостасы.

— Иконостас должен быть в храме, а не в фондах?

— Не совсем так. Объекты неотапливаемые, нельзя рисковать подлинниками. Поэтому нам пишут копии. Не первый год к взаимному удовлетворению сотрудничаем с Санкт-Петербургской художественно-промышленной академией имени Штиглица. Студенты приезжают к нам на практику. Буквально сейчас они работают над иконостасом для церкви Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров.

— Первоначально планировалось завершить комплексную реставрацию летом этого года, но затем сроки были отодвинуты. Не всегда можно сразу определить масштаб задач?

— И это тоже. Взять, к примеру, церковь Рождества Богородицы из села Передки. Это наш самый древний храм, построен в 1531 году. Он был перевезен полвека назад. При углубленном обследовании стало понятно, что тех работ, которые внесены в проект, будет недостаточно. Мы советовались с лучшими отечественными специалистами. Вывод был следующий: храм придется перебирать.

Кроме того, много времени требуется на формирование экспозиций. Это касается не только дома Орловой-Чесменской, где будет показан дворянский быт, чего прежде в музее не было. Традиционный крестьянский бытовой уклад и праздничную культуру мы собираемся отразить в избах — тоже задача не из простых. В избе Царевой из Крестецкого района мы хотим восстановить экспозицию, созданную известным новгородским историком-этнографом Михаилом Васильевым. В память о нем, а также принимая во внимание мнение ведущих этнографов, считающих эталонной экспозицию, созданную в свое время Михаилом Ивановичем.

Один из наших глобальных проектов — мельница. Восстанавливаются механизмы, мельница будет действующей, будет включена в экскурсионный маршрут. Молоть там постоянно муку мы не собираемся, но во время праздничных мероприятий мельница будет работать.

— Всё то, о чем вы рассказываете, предполагает рост числа посетителей, не так ли?

— Конечно.

— Им не хочется топтаться у порога. Я имею в виду проблему парковки.

— А вот для этого у нас в качестве софинансирующей стороны присутствуют область и муниципалитет, которые приняли на себя ряд обязательств по развитию инфраструктуры. Предусмотрено расширение дороги, ведущей от Юрьева монастыря в город, с выделением дорожки для велосипедистов. Обустройство парковки возле музея также планируется. Есть уже и проектно-сметная документация.

— На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить. Будем надеяться на новое качество дороги, ведущей к храмам.

— Именно так она и ведет. В том и отличие «Витославлиц» от других российских музеев деревянного зодчества, что у нас треть всех построек — храмы. Семь церквей и три часовни.

— Как будете отмечать юбилей?

— В этот день у нас откроется еще один объект — пожарный сарай.

— На всякий пожарный?

— Дорога ложка к обеду. Конечно, мы не можем не созвать свой музейный круг. Соберемся на нашей новой интерактивной площадке. У нас там, кстати, сложена русская печь. Будем печь пироги, греть самовар. Обязательно пригласим ветеранов. И им, и действующим сотрудникам, всем — огромное спасибо за их труд. Руководителям. Не могу не назвать Людмилу Андреевну Филиппову. Кажется, не так много она работала — с 1974 по 1980 годы. Но это было золотое время: именно тогда в «Витославлицы» перевезено наибольшее количество памятников. И поэтому груз забот и ответственности был особенно тяжел. Кстати, тогда сотрудники музея часто ездили в этнографические экспедиции.

— А теперь?

— Мы продолжаем ездить в этнографические экспедиции один раз в год. Нынешним летом экспедиция планируется в Вологодскую область, в ту ее часть, которая ранее относилась к Новгородской губернии.

Потом музей возглавил Сергей Иванович Масловский. В 1985-м его сменила Людмила Владимировна Паршина и проработала заведующей музеем до 2011 года. Глубокий исследователь, великолепный рассказчик. Она и сейчас в музее. У нее только одна запись в трудовой книжке. Хочется поблагодарить наших реставраторов, вообще всех сотрудников. Но в первую очередь я поздравила бы музейных смотрителей. У них нелегкий труд. С них начинается музей, они — его лицо.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Евгений Богданов на площадке строящегося университетского кампуса

Между двумя столицами

Первый вице-губернатор Евгений Богданов — о том, каким должно быть завтра древней столицы России

Что положено пациентам по ОМС,

или Где новгородцы могут бесплатно вылечить зубы?

из архива Александра ЕВСЮКОВА

Всё уже написано до нас?

Писатель Александр ЕВСЮКОВ о том, как притянуть счастливый случай, об издательских играх и о том, почему самый быстрый путь к успеху — это длинный путь…

Пенсии, выплаты, пособия

С 1 января а на территории Новгородской области начал работу Социальный фонд России, который объединил Пенсионный фонд и...

Специалисты универсального профиля

За 10 лет работы в Новгородской области многофункциональные центры стали незаменимыми помощниками для граждан

В мобильном офисе госюрбюро созданы условия для приёма посетителей.

В области права

Бесплатных юридических консультаций должно быть больше

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года