Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Обитатели лесных островов

Птиц можно различить не только по голосу, но и по стуку

На крупных верховых болотах есть так называемые лесные острова разной величины: от нескольких десятков метров до одного-полутора километров.

Заходишь на такой остров с одной стороны и пересекаешь его насквозь, чутко прислушиваясь к окружающим звукам. Сначала тебя обволакивает тишина: зачарованный лес безмолвствует. Но вот минут через пятнадцать слышишь писк пухлячков — самых постоянных и верных обитателей болот даже в зимнее время. Потом подаёт голос пищуха. Над краем острова проносится щебет пролетающей чечётки. «Неужели ни одного дятла не встречу?» — гадаю я.

Весна ещё грезится где-то впереди, и дятлы пока что не отбивают свою территориальную дробь, по которой их можно было бы отличить друг от друга. Они просто кормятся на деревьях, и по невнятному постукиванию очень трудно выяснить, что это за дятел. Поэтому, услышав постукивание, я всеми силами пытаюсь найти и разглядеть саму птицу.

Наконец мои ожидания вознаграждаются: я слышу еле различимый тихий стук двух дятлов. Надо подойти ближе. «Ну не молчите уже, скажите хоть что-нибудь», — прошу я их, пробираясь по колено в снегу и перелезая через стволы деревьев, накрытые рыхлыми белыми подушками. И вот один из дятлов тихонько вскрикнул. Ага. Ну это уж точно не большой пёстрый. Скорее всего, белоспинный, но для очистки совести всё-таки лучше его разглядеть. Ещё двадцать минут моих блужданий между деревьями с задранной вверх головой вслед за ускользающим постукиванием, и я нахожу обоих. Как я и предполагала, оба — белоспинные.

На другом острове слышу уже более уверенный, мощный стук. «Пёстрые дятлы вряд ли могут осилить такие крепкие удары, — размышляю я. — Даже при наличии самого звонкого дерева им не удастся получить такой звук. Наверное, желна».

Желна, или чёрный дятел, — это самый крупный из живущих у нас дятлов. Я опять устремляюсь на поиски. Высматриваю что-нибудь подвижное среди замерших вертикальных осиновых стволов и пушистых ёлок. Взгляд то и дело скользит вслед за упавшим комочком снега или дрожащим на ветру прошлогодним сухим листочком. Но птицы не видно. И вдруг раздаётся такой протяжный, леденящий душу вопль, как будто индейцы вышли на тропу войны: «Ии-и-и-и-и-и…». Невольно вздрагиваешь. Минута тишины, и снова — «Ии-и-и-и-и…». А потом — «Трю-рю-рю…». Эти крики ни с чем не спутаешь! Это точно желна. Через мгновение я увидела и саму птицу, перелетающую между деревьями с глухим шорохом и заговорщически выглядывающую из-за стволов. А ещё спустя несколько десятков метров нашла только что выдолбленное ею дерево. Такие огромные дыры в деревьях может проделать только желна.

Наталия ЗУЕВА, орнитолог Рдейского заповедника

РЕКЛАМА

Еще статьи

Начальник научного отдела, взобравшись на бобровую хатку, делает записи в полевом дневнике.

От хатки к хатке

Зима — самое время проникнуть внутрь бобровых поселений

Этот воробьиный сычик, который без труда смотрит назад, не поворачиваясь телом, был сфотографирован 10 февраля нынешнего года в Пестовском районе.

Оглянись, незнакомый сычик

Как совам удаётся совершать такие выдающиеся повороты головы?

Потревоженный соловей выбрался из зарослей на открытое место.

«На заре ты её не тревожь…»

Чтобы не нарушить информационное поле, записи голосов птиц лучше слушать дома

Серую неясыть, устроившуюся на днёвку, не так просто разглядеть: цвет её оперения сливается с серой паутиной ветвей. Если вы всё же нашли её, не стоит подходить близко. Лучше поскорее уйти, чтобы не привлекать к сове внимание серых ворон и сорок.

В погоне за эффектным снимком

Прикормка сов — обратная сторона медали

Зимнее болото в Рдейском заповеднике.

Зимний маршрутный учёт

Началось ежегодное мероприятие по подсчёту следов

Ястребиная сова практически не боится людей, что позволяет сделать удивительные снимки.

И снова о ястребиных совах

Нынешняя зима богата на встречи с ними

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года