Четверг, 28 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Как укротить пространство и время?

Рдейские болота с высоты птичьего полёта — фотография сделана с помощью квадрокоптера.

Рдейские болота с высоты птичьего полёта — фотография сделана с помощью квадрокоптера.

Фото: Николая Завьялова

или Что такое географические информационные системы

В среднем 85% информации, с которой сталкивается человек, имеет территориальную привязку. Это может быть словесное описание — название города, улицы, организации и так далее. Но универсальным способом указать местоположение объекта являются географические координаты — широта и долгота.

Географические информационные системы (сокращённо ГИС) — это технология картографирования и, что ещё важнее, анализа самых разных объектов реального мира, имеющих координаты в пространстве и времени. Геоинформационные системы начали своё существование совсем недавно, но сейчас они находят применение практически в любой сфере человеческой деятельности.

Один из первых известных случаев, когда был использован пространственный анализ, относится к 1832 году, когда в Париже бушевала холера. Французский географ и картограф Шарль Пике создал карту парижских округов, на которую нанёс в виде полутонов и градиентов зарегистрированные случаи смерти. Этот подход вскоре нашёл успешное практическое применение: в 1854 году в Лондоне врач и эпидемиолог Джон Сноу смог определить источник вспышки холеры, нанеся на карту местности местонахождение каждого пострадавшего, а также близлежащие источники воды.

В те времена карты рисовались вручную. Но с появлением компьютеров для картографов открылись новые возможности. И в 1960-х годах в Канаде Роджером Томлинсоном была разработана первая в мире настоящая ГИС, в которую были занесены данные о почвах, состоянии сельского хозяйства, местах отдыха, о лесном хозяйстве и водоплавающих птицах. Благодаря этой ГИС правительство Канады смогло реализовать свою Национальную программу управления землепользованием.

С тех пор ГИС усовершенствовались. Теперь каждый человек может освоить эти технологии и создать свой собственный ГИС-проект. Но в России эта сфера пока развита плохо, и специалисты ГИС очень ценятся.

В Рдейском заповеднике уже начаты работы по созданию ГИС-проекта: территория заповедника фотографируется с помощью квадрокоптера, а полученные снимки привязываются к координатной сетке. Формируется максимально подробная карта, на которой видно буквально каждое дерево. На эти снимки накладываются всевозможные слои: точки расположения бобровых поселений или встречи краснокнижных видов птиц. Но самое интересное наступит тогда, когда мы сможем провести анализ пространственных данных и выявить какие-то новые закономерности.

Наталия ЗУЕВА, 

орнитолог Рдейского заповедника

Теги: Наталия Зуева, орнитология, птицы, Новгородская область

РЕКЛАМА

Еще статьи

Начальник научного отдела, взобравшись на бобровую хатку, делает записи в полевом дневнике.

От хатки к хатке

Зима — самое время проникнуть внутрь бобровых поселений

Этот воробьиный сычик, который без труда смотрит назад, не поворачиваясь телом, был сфотографирован 10 февраля нынешнего года в Пестовском районе.

Оглянись, незнакомый сычик

Как совам удаётся совершать такие выдающиеся повороты головы?

Потревоженный соловей выбрался из зарослей на открытое место.

«На заре ты её не тревожь…»

Чтобы не нарушить информационное поле, записи голосов птиц лучше слушать дома

Серую неясыть, устроившуюся на днёвку, не так просто разглядеть: цвет её оперения сливается с серой паутиной ветвей. Если вы всё же нашли её, не стоит подходить близко. Лучше поскорее уйти, чтобы не привлекать к сове внимание серых ворон и сорок.

В погоне за эффектным снимком

Прикормка сов — обратная сторона медали

Зимнее болото в Рдейском заповеднике.

Зимний маршрутный учёт

Началось ежегодное мероприятие по подсчёту следов

Ястребиная сова практически не боится людей, что позволяет сделать удивительные снимки.

И снова о ястребиных совах

Нынешняя зима богата на встречи с ними

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года

РЕКЛАМА