Суббота, 27 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

О чём могут рассказать следы зверей?

Сейчас самое время проводить зимний маршрутный учёт (сокращённо ЗМУ). Это ежегодное мероприятие необходимо для того, чтобы примерно оценить численность животных, которые держатся на территории. Учётчикам необходимо уметь «читать следы».

Ночёвочная лунка: птица провела ночь под снегом, а утром вылетела наружу

Белый снег, как страница книги, содержит в себе огромное количество знаков и символов, которые нужно учиться распознавать. Вот здесь, не торопясь, шёл лось. Вдруг — что это? Шаги его стали шире, и он куда-то побежал. Мне становится интересно, чего он так испугался. Я сворачиваю с маршрута и устремляюсь за лосем. Через несколько сот метров замечаю сбоку дорожку, протоптанную волками. Теперь понятно. Но что же будет дальше? Сначала волки преследуют лося на расстоянии, потом подбираются ближе, хватают за ноги… Здесь я уже вижу клочки лосиной шерсти. Вот лось отбивался, защитив заднюю часть тела густыми кустами. Потом побежал дальше. Волки разделились на две группы. Трое продолжали преследовать лося сзади, а двое обогнули его и махнули наперерез. Когда я перебираюсь через бобровую плотину, то обнаруживаю на гладкой поверхности пруда густой ковёр из шерсти и обглоданный скелет. Очевидно, лось был не совсем здоров, потому что череп у него имел ряд дефектов, вот он и достался на обед волкам.

Иду дальше и пересекаю след рыси. Записываю это животное в учётную карточку. Но что-то заставляет меня пройти по следу вправо и влево — как говорят, «тропить зверя». Мои сомнения оказываются не беспочвенны: здесь была не одна, а целых две рыси! Просто они экономили силы и по глубокому снегу шли друг за дружкой след в след, так что кажется, будто прошло одно животное. Тщательно обследовав следовую дорожку, я обнаруживаю участок, где следы расходятся в две линии, и, удовлетворённая результатом, вношу в карточку уже двух рысей.

Когда сама читаешь все эти сюжеты, то понимаешь, что кто-то, вероятно, будет читать и твою историю. Поэтому иногда я люблю оставлять загадки: хожу задом наперёд или петляю кругами. Но самое весёлое занятие — притворяться, будто умеешь проходить сквозь деревья. На лыжах подходишь вплотную к сосенке, затем вынимаешь одну ногу из крепления и аккуратно проезжаешь слева от дерева на одной лыже. А вторую лыжу протаскиваешь справа. Затем снова встаёшь на обе лыжи и идёшь дальше. Не раз коллеги поминали меня добрым словом, беспечно идя по моей лыжне и неожиданно упираясь в дерево.

Наталия ЗУЕВА, орнитолог Рдейского заповедника

РЕКЛАМА

Еще статьи

Начальник научного отдела, взобравшись на бобровую хатку, делает записи в полевом дневнике.

От хатки к хатке

Зима — самое время проникнуть внутрь бобровых поселений

Этот воробьиный сычик, который без труда смотрит назад, не поворачиваясь телом, был сфотографирован 10 февраля нынешнего года в Пестовском районе.

Оглянись, незнакомый сычик

Как совам удаётся совершать такие выдающиеся повороты головы?

Потревоженный соловей выбрался из зарослей на открытое место.

«На заре ты её не тревожь…»

Чтобы не нарушить информационное поле, записи голосов птиц лучше слушать дома

Серую неясыть, устроившуюся на днёвку, не так просто разглядеть: цвет её оперения сливается с серой паутиной ветвей. Если вы всё же нашли её, не стоит подходить близко. Лучше поскорее уйти, чтобы не привлекать к сове внимание серых ворон и сорок.

В погоне за эффектным снимком

Прикормка сов — обратная сторона медали

Зимнее болото в Рдейском заповеднике.

Зимний маршрутный учёт

Началось ежегодное мероприятие по подсчёту следов

Ястребиная сова практически не боится людей, что позволяет сделать удивительные снимки.

И снова о ястребиных совах

Нынешняя зима богата на встречи с ними

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года