Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Магия ночного леса

Кого можно услышать в темноте?

Вот уже птичий хор набирает силу. Поют дрозды, зарянки, зяблики, поползни, горихвостки-чернушки. Разбуженные теплом, появились бабочки-лимонницы и апрельские пяденицы. И наконец-то прилетели белые трясогузки! В народе эту птицу раньше называли «ледоломкой»: её появление часто совпадает с началом ледохода, оттого и возникла примета, что «трясогузка хвостом лёд разбивает». Но в этом году лёд на реках сошёл очень рано, и появления трясогузок пришлось долго ждать.

Белая трясогузка

Со всех сторон кто-то поёт, пищит, стучит, свистит и щебечет. А с наступлением ночи просыпаются совы, и можно отправляться на поиски этих удивительных созданий.

Как-то раз во время учёта сов я вышла на край болота и стала ждать захода солнца.

Небо окрасилось в розовато-оранжевые цвета, последние солнечные лучи подсвечивали снизу полоски облаков. Слышна была трель большого кроншнепа. Потом раздались журавлиные крики — пара журавлей пролетела низко-низко. И как сказочно смотрелись они на фоне оранжевого закатного неба! Подождала ещё немного, пока сумерки сгустятся. И на мой свист тут же отозвался воробьиный сычик — самая маленькая из всех сов, населяющих наши леса. Его печальная песня в темноте сразу создавала ощущение, что всё не напрасно. Пыталась найти его среди чёрных очертаний деревьев на фоне неба, но так и не смогла. Голос звучит, а исполнителя не видно.

Пошла обратно. Уже темно. Вальдшнепы над головой «тянут». Вы когда-нибудь видели тягу вальдшнепов? В темноте над тобой, словно призраки, проносятся маленькие тени и издают какие-то магические звуки, начиная с очень высокого «ци-ци…», ощущаемого скорее затылком, а не ушами, и кончая низким, дрожащим «хр-р-р…», которое уже не звук, а какая-то вибрация воздуха.

Несколько раз бобры хлопали хвостами по воде, ломая тонкую корочку льда, образовавшуюся к вечеру. Половинка Луны, будто ночная лампа, освещала дорогу, заставляя деревья отбрасывать длинные причудливые тени. Справа приветливо мигал Орион, слева неподвижно висела Большая Медведица, а сзади прозрачной буквой «W» плыла Кассиопея. Из леса раздавались истошные вопли енотовидных собак. Сорок минут, пока я стояла на месте, они голосили так, будто их режут. И скулили, и взвизгивали, и лаяли, и завывали… А из деревни в ответ на весь этот гам периодически лаяли собаки.

По возвращении из ночного леса тебя ещё долго не покидает чувство причастности к чему-то грандиозному и прекрасному, и непременно хочется поделиться частичкой этого таинства с другими.

Наталия ЗУЕВА, орнитолог Рдейского заповедника

РЕКЛАМА

Еще статьи

Начальник научного отдела, взобравшись на бобровую хатку, делает записи в полевом дневнике.

От хатки к хатке

Зима — самое время проникнуть внутрь бобровых поселений

Этот воробьиный сычик, который без труда смотрит назад, не поворачиваясь телом, был сфотографирован 10 февраля нынешнего года в Пестовском районе.

Оглянись, незнакомый сычик

Как совам удаётся совершать такие выдающиеся повороты головы?

Потревоженный соловей выбрался из зарослей на открытое место.

«На заре ты её не тревожь…»

Чтобы не нарушить информационное поле, записи голосов птиц лучше слушать дома

Серую неясыть, устроившуюся на днёвку, не так просто разглядеть: цвет её оперения сливается с серой паутиной ветвей. Если вы всё же нашли её, не стоит подходить близко. Лучше поскорее уйти, чтобы не привлекать к сове внимание серых ворон и сорок.

В погоне за эффектным снимком

Прикормка сов — обратная сторона медали

Зимнее болото в Рдейском заповеднике.

Зимний маршрутный учёт

Началось ежегодное мероприятие по подсчёту следов

Ястребиная сова практически не боится людей, что позволяет сделать удивительные снимки.

И снова о ястребиных совах

Нынешняя зима богата на встречи с ними

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года