Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Святая Софея беаше честно устроена

Из истории древнейшего в России православного храма

(публикация из цикла "Жил-был город")

Софийский собор. Сердце града сего. С любой точки зрения — духовной или сугубо мирской. И так уже без малого тысячу лет.

 

Летописи, свидетельствуя об основании храма, ведут нас в 1045 год. Однако известно, что каменному храму предшествовал деревянный. Единственное упоминание о нем связано не со строительством, а с пожаром, полностью уничтожившим тот первый Софийский собор: «В лето 6557 (1049) месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея, беаше же честно устроена и украшена, 13 верхы (глав) имущее...». Летописец называет и место, где стоял деревянный 13-главый храм — в конце Пискупли улицы. Сейчас это южная часть кремля.

Инициатором возведения главного храма Новгорода в камне считается князь Владимир, старший сын Ярослава Мудрого, великого киевского князя к тому времени. Хотя очевидно, что без поддержки отца он не мог осуществить столь масштабное строительство.

Южный крест

Архитектурные особенности Софийского собора тоже позволяют говорить, что мастера прибыли в Новгород из Киева, где за несколько лет до этого закончили строительство киевской Софии (1037). Но родину зодчих, возводивших Софийские соборы в крупнейших русских городах — Киеве, Новгороде, а позже и в Полоцке, нужно искать в Византии. Оттуда было позаимствовано и посвящение главного городского храма — Софии Премудрости Божией. Софийские соборы заложили основы для формирования всей древнерусской архитектурной традиции.

В Новгороде византийские зодчие возвели поистине монументальное сооружение. Основное ядро храма состоит из пяти вытянутых нефов, храм окружён двухъярусными галереями с приделами и лестничной башней; завершают собор пять глав, символизирующих Христа и четырёх апостолов-евангелистов. Сейчас куполов на соборе шесть — в дополнение к пятиглавию ещё один купол устроен над лестничной башней.

Кстати, южное происхождение мастеров сыграло с ними злую шутку. Как показали исследования реставраторов, первоначально собор планировали окружить одноярусной галереей с ровной площадкой над сводами, но в процессе строительства стало очевидно, что в наших климатических условиях такая конструкция крайне непрактична: на площадке над галереей скапливались снег или дождевая вода, что в свою очередь провоцировало намокание и разрушение стен. Галереи пришлось надстроить вторым ярусом, но, так как это не было учтено при разбивке вертикальных пропорций основного объема храма, визуально получилось, что собор как бы «утопает» в окружающих его галереях.

Ещё одной южной особенностью храма был его внешний вид — стены не были полностью оштукатурены, а только частично покрыты обмазкой из цемянки (особого розоватого раствора). Поверхность стен оживляла оставленная открытой кладка из кирпича и камня. Столетие спустя, когда эти изыски зодчих также стали «сдаваться» под натиском погоды, собор был полностью оштукатурен.

Князю и городу

Софийский собор строился как княжеский. Для пребывания на службе князя и его близкого окружения были устроены парадные помещения на хорах (втором этаже храма).

Однако часто сменявшиеся в Новгороде князья не смогли сохранить собор за собой. Уже во второй половине XI века храм становится общегородским, а заботы о его содержании и украшении ложатся на плечи новгородских епископов. Именно по инициативе владык храм расписывают (1108—1109 годы, епископ Никита), штукатурят (1151, епископ Нифонт), золотят его центральную главу (1408, архиепископ Иоанн). Заботами архиепископов в храме появляются новые иконы, богослужебная утварь, книги, колокола.

Очень быстро Софийский собор становится символом Новгорода: «Где святая София, ту и Новгород». Отождествление города с его главной святыней можно увидеть на страницах летописей начала XIII века. Из летописей мы также узнаём, что, сражаясь, новгородцы были готовы «умереть за святую Софию», а военные победы одерживались с её помощью.

У стен собора собиралось вече, в нём хранилась владычная казна, которую могли использовать и на общегородские нужды. Так, в 1391 году «новгородцы взяли сребра 5000 у святей Софьи с полатей, скопления владычня Алексеева, и разделиша на пять концев, по 1000 на конец, и изставиша костры (башни) каменые по обе стороны острога у всякой улици».

Царь сказал!

После присоединения Новгорода к Москве собор часто посещали московские государи. В основном это были поездки «на богомолье», сопровождавшиеся богатыми вкладами в Софию. Бывало и наоборот: в 1561 году Иван Грозный забрал из Софийского собора «к себе на Москву» три иконы.

Собор не раз подвергался реконструкциям и перестройкам. Приходится только сожалеть, что некоторые из них по своим последствиям сопоставимы с вражескими нашествиями. Новгородцы как могли защищали свою святыню. Порой заступались за собор и венценосные особы.

Так, в 1650 году «всякие чины жилецкие» отправили в Москву челобитную, в которой сообщали о намерении митрополита Никона «соборную церковь Софеи Премудрости Божии рушить и столпы ломать». Новгородцы же, твёрдо уверенные, что «церковь состроена по ангельскому благовестию», не допустили перестройки, обратившись за поддержкой к царю Алексею Михайловичу. И не зря: в грамоте митрополиту было сказано, чтобы тот «соборные церкви рушить и столпов ломать не велел».

Спустя почти два столетия за древности Софийского собора вступился другой царь — Николай I. В 1831 году император, посетивший Новгородскую губернию из-за бунта военных поселян, решил заехать в Новгород, чтобы поклониться древней святыне. Оказавшись в соборе, царь увидел расписывавших его стены живописцев. Уничтожение древних фресок возмутило Николая, и в гневе он воскликнул: «Остановитесь и не смейте более прикасаться к древностям!». Лишь благодаря этой счастливой случайности от уничтожения были спасены древние фрески в центральной главе и на барабане собора.

Нынешний вид собора в значительной степени был определён работами, проводившимися в конце XIX века. В 1893—1896 годах было восстановлено позакомарное покрытие (закомара — свод, древнерусск.; здесь: кровля, уложенная непосредственно по сводам), в 1897—1900 годах — выполнена новая роспись.

Испарина от молитв

По-своему озаботилась сохранностью собора советская власть. Уже в 1920 году коллегия губернского отдела народного образования поставила вопрос о прекращении там богослужений. Объяснялось это так: «Постоянная смена температуры в соборе во время богослужений, когда то и дело отворяются и затворяются двери, наличность испарений от молящихся и т.п. разрушающим образом влияют на сохранение в целости этого величайшего исторического памятника». Члены коллегии ГубОНО бурно обсуждали вопрос около четырёх часов. С перевесом в четыре голоса верх одержали сторонники запрета богослужений, было решено предоставить собор «для нужд просвещения».

Споры, однако, не утихли. Свидетельством тому — советская печать того времени. Так, машинист городского водопровода Н.А. Латышев, который «около семи лет находился при ремонте собора», писал:

«Все стены после обтески их камнетёсами обделаны цементом; по цементу набросан слой штукатурки из извести, цемента и толчёного кирпича. Самый верхний слой — это кварцевый песок, не крашенный никакою краскою, на нём писалась живопись, которая укреплялась особым составом под названием стеклянная масса. Свойства этого состава — не пропускать сырость и не давать треснуть краске. А потому никакие испарения и никакие перемены воздуха не могут повлиять не только на здание, но даже и на живопись».

Ему вторил и анонимный автор заметки в газете «Звезда», добавлявший:

«Что действительно может угрожать сохранности купольных фресок, так это промедление в ремонте отопления Софийского собора, который производится археологами с истекшей зимы, когда отопление вовсе не действовало, и собор был закрыт».

От идеи изгнать молящихся из храма отказались, но лишь до поры...

Безбожный рост

В 1924 году автор заметки в упоминавшейся уже «Звезде» призывал: «Так называемый собор св. Софии, как древний памятник искусства, должен быть немедленно обращён тоже в музей». В 1929 году был расторгнут договор с общиной собора, тогда же в нем открылся антирелигиозный музей. При этом до 1931 года власти разрешали верующим проводить богослужения в соборе по большим праздникам.

В 1933 году поставили на прежние места «гробницы с мощами», которые до этого «показывались без естественно-научного объяснения их сохранности». Предполагалось, что Софийский собор в новой экспозиции будет показан «не только как центр мракобесия в последние годы самодержавия, но и как центр экономической и политической власти Новгорода в эпоху феодализма». На истории собора предполагалось показать проникновение христианства в Новгород, «его классовую сущность и политическую роль». Также в музее планировались выставки «Религия как тормоз социалистического строительства» и «Рост безбожного движения у нас и за границей».

На круги своя

И всё-таки самые страшные потрясения у Софийского собора были впереди. Лишившийся центрального купола и утративший свой знаменитый крест с голубем, собор стал символом разрушенного врагами Новгорода. Восстановление древней святыни началось вскоре после изгнания оккупантов. И теперь Софийский собор символизировал собой возрождающийся из руин город.

В послевоенные десятилетия Софийский собор снова использовался как музей. Впрочем, столь ярко выраженной антирелигиозной агитации в нём уже не было. В это же время в соборе велись архитектурно-археологические и реставрационные работы.

15 августа 1991 года собор был передан «в постоянное и безвозмездное пользование» Новгородскому епархиальному управлению Русской православной церкви.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ

Фото из архива НГОМЗ

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года