Четверг, 28 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

За гранью веков

Владычная (Грановитая) палата положила начало строительству Новгородского кремля

Вероятно, это место в наиболее древней, северной части кремля было выбрано для резиденции архиереев уже в конце X века — сразу после крещения новгородцев. Однако ранняя история построек Владычного двора почти неизвестна, за исключением того, что изначально их возводили из дерева. Чуть больше мы знаем о первых хозяевах двора.

 

Неспокойные покои

Полулегендарные рассказы летописей о крещении новгородцев «огнём и мечом» наводят на мысль, что резиденцию для прибывших в Новгород владык неспроста устроили в укреплённом месте. Языческое прошлое давало о себе знать, и в 1071 году (о точности этой даты историки спорят) в Новгороде вспыхнуло восстание во главе с волхвом, «хулившим веру христианскую». Восставшие «хотяху побити епископа Феодора». Заступился за владыку новгородский князь Глеб, зарубивший волхва топором, после чего восставшие «разидошася».

Не складывались отношения владык и со слугами. Например, в 1055 году епископ Лука был арестован киевским митрополитом по навету своего холопа Дудика. Сменивший Луку епископ Стефан был удавлен своими холопами. Случались и совсем жуткие события — уже знакомого нам епископа Фёдора «свой пёс уяде».

Поутихло к концу XI века. С этого времени летописи часто говорят о созидательной деятельности владык. Несомненно, касалась она и их собственной резиденции. Возможно, уже в начале XII века на дворе появилась первая каменная постройка. Письменных свидетельств о строительстве нет, но существующий и сейчас Никитский корпус отсылает нас своим названием к епископу Никите, занимавшему новгородскую кафедру в 1096—1108 годах. Возможно, при нём были возведены первые каменные палаты, вошедшие в основание частично сохранившегося корпуса. Строились и храмы: Сретенский возвел в 1191 году архиепископ Гавриил; церковь Антония Великого появилась в 1211 году при архиепископе Антонии (с XIII века она известна как церковь Рождества Христова). Эти храмы были выстроены из дерева и не сохранились.

Из светлицы — в темницу

Но чаще всего в XII—XIII веках Владычный двор попадал на страницы летописей в связи с бурной политической жизнью Новгорода. В 1136 году новгородцы с ладожанами решили лишить князя Всеволода Мстиславича новгородского стола. Князь был помещён под замок на Владычном дворе «с женою и с детьми и с тёщею... и страже стережаху день и ночь с оружием, 30 муж на день». Шесть лет спустя та же участь постигла двоюродного брата Всеволода князя Ростислава Юрьевича, просидевшего на Владычном дворе четыре месяца. В 1210 году в резиденции владык удерживали 14-летнего князя Святослава Всеволодовича. Иногда доходило до кровопролития — в 1290 году «убиша Самоила Ратшинича на Владычне дворе у всхода у Рождества Христова, по заутрени».

В XIV—XV веках Новгородское государство достигло политической и экономической зрелости. Князей уже не содержат в темницах Владычного двора. Правда, они и сами в это время не часто появляются в Новгороде, а городом от их имени управляют наместники.

Архиепископы, занимавшие одно из важнейших мест в системе управления Новгородской земли, продолжают заботиться о благоустройстве своей резиденции. Постепенно в камне перестраивают церкви Владычного двора. А в середине XIV столетия появляются новые каменные палаты.

Перестройка по Евфимию

Коренная реконструкция ансамбля приходится на 1430—1450 годы и связана с именем архиепископа Евфимия II — одной из самых ярких фигур новгородской истории XV столетия. Масштабным переменам «поспособствовал» очередной опустошительный пожар, случившийся в 1432 году. Тогда «погоре околоток весь и владычен двор». Уже на следующий год по заказу архиепископа Евфимия на дворе начинают возводить новую грандиозную палату: «а дверей у неи 30, а мастеры делале немецские из Заморья с новгородскыми масторы».

Общий вид центральной части ансамбля Владычного двора. Часозвоня, церковь Сергия Радонежского, корпус Викариев (Иоанновский), здание Владычной палаты с устроенной в ней церковью архиепископа Иоанна. Открытка начала XX века с фотографии 1870—80-х гг. из собрания Новгородского музея-заповедника

Поэтому здание Владычной палаты, частично дошедшее до наших дней в неизменном виде, является уникальным для Древней Руси образцом северогерманской кирпичной готики. А после реставрации, проведённой несколько лет назад, мы получили возможность увидеть первоначальные интерьеры этого монументального сооружения, посмотреть на готический декор его фасадов и оценить высокий для Средневековья уровень комфорта. В парадных залах и личных помещениях палаты имелось воздушное отопление; в нишах с каменными плитами и желобками для слива воды висели рукомойники; в специально устроенных выступах располагались уборные.

Бурная строительная деятельность продолжалась несколько десятилетий. Возник уникальный каменный ансамбль, который помимо жилых и парадных палат включал в себя множество хозяйственных сооружений с непривычными современному уху названиями: «ключница», «сторожня», «духовница», «хлебная», «чашница и молодечкая»...

Иногда качество не поспевало за скоростью строительства. В 1435 году мастера заложили надвратный храм Иоанна Златоуста. «Той осени свершиша церковь ту; только мастеры совершив сошли с церкви, и в том часе церковь паде (обрушилась)». Это ничуть не смутило заказчика, уже знакомого нам архиепископа Евфимия, и на следующий год церковь была построена вновь.

Час пробил

В 1436 году на Владычном дворе появились «часы звонящии», устроенные над палатой, — вторые по времени устройства часы на Руси. Через 14 лет для них возводят специальную башню — часозвоню. Она простоит более двух столетий и рухнет. В 1673 году будет отстроена новая часозвоня.

Резиденция архиепископа середины XV столетия — это крепость в крепости. Поскольку была тогда окружена новыми основательными стенами. Впрочем, не такими уж и неприступными, в чем в последующем обитатели Владычного двора убеждались не раз. Например, в 1650 году новгородцы пробились в резиденцию, освободив заточённых там зачинщиков волнений.

Возвращаясь в XV век, время большой перестройки, напомним еще об одном событии — знаковом для той поры. В 1459 году архиепископ Иона возводит надвратный храм Сергия Радонежского. Посвящение храма в резиденции новгородских архиепископов московскому святому говорит нам о попытке духовного сближения Новгорода и Москвы, предпринятой владыкой. Но в новом центре силы на Руси, как известно, не были настроены ждать, пока новгородцы созреют до единства. И в 1478 году именно на Владычном дворе было объявлено о признании Ивана III государем и присоединении Новгорода к Москве.

По новому стилю

Петровская эпоха существенно изменила моду и вкусы. То, что казалось дворцом или «великолепными и обширными кельями», в начале XVIII века воспринималось совсем иначе. В 1709 году датский посланник в России Юст Юль, описывая посещение новгородского митрополита Иова, говорит о «...кирпичном подворье, комнаты которого были выведены сводом и темны, как тюрьма».

После переноса столицы новгородские митрополиты часто бывали в Петербурге, где для них была построена резиденция. Владыки впитывали новый архитектурный стиль. Естественно, все это привело к дальнейшим перестройкам. Так, в 1770-е в юго-восточной части Владычного двора появляется новый корпус Митрополичьих покоев.

Кроме того, старые палаты и церкви постепенно ветшали, многие из них были разобраны или серьёзно перестроены в XVIII—XIX веках. В главном здании — Владычной палате — в 1822 году устроили церковь архиепископа Иоанна, а южную часть этого сооружения вообще разобрали, выстроив заново в самом конце XIX века.

К 1913 году на месте старой одно-этажной духовной консистории было построено большое здание Епархиального дома, ставшего центром духовной жизни Новгорода — в нём проводились съезды духовенства, религиозно-нравственные чтения, концерты, действовало епархиальное древлехранилище (то есть музей).

Вредно для здоровья

Продолжалась такая мирная и благочестивая жизнь недолго. С началом Первой мировой войны в здании разместился лазарет Красного Креста. Действовал он и во время Гражданской войны. Царившие там «старорежимные» порядки возмущали красноармейцев. Раненых принимали только после того, как они ответят на вопрос о своём вероисповедании, а к умирающим приглашали священника. Подводя итог, автор гневной заметки в местной революционной печати отмечал: «Все эти странности госпиталя нервируют больных и отражаются на их здоровье».

Епархиальный дом и южная часть Митрополичьих покоев. Открытка 1910-х гг. из собрания Новгородского музея-заповедника

Тем временем, и очень непростым временем, музейщиков Владычный двор радовал. К примеру, в 1921 году в подвале Иоанновской церкви под кучей хлама была найдена покрытая мозаикой каменная плита. Как выяснилось, она относилась к периоду возведения Софийского собора, и, вообще-то, ее нашли раньше, еще в 1894 году, однако тогда не придали этому должного значения. А вот еще одна интересная находка: 9 августа 1923 года в бывшем архиерейском саду «при вкапывании столбов для качели» завхоз губисполкома П.А. Трояновский вместе с двумя рабочими обнаружил три глиняные кубышки с серебряными монетами конца XV — начала XVII столетий.

В 1920 году бывший Епархиальный дом передаётся отделу народного образования для устройства Дома искусств. Музей и архив решено перевести в другие здания, а концертный зал — переоборудовать в театральную сцену. Благо в городе уже набиралась труппа. А вот здание к тому времени имело плачевный вид: «загажено до последней степени», «сорвана арматура освещения, расхищена мебель, разбит вдребезги дорогой блютнеровский рояль».

Свой вклад в разруху вносили и строители нового строя. После проведения в зале Дома искусств «беспартийной конференции красноармейцев» в 1920 году «оказались отвинченными и похищенными» две электрические лампочки, а также 38 металлических петель от кресел с откидными сиденьями. Зато появились «неприличные надписи».

Из любви к искусству

29 июня 1921 года в Доме искусств открылся Театр художественных исканий — постановкой пьесы новгородского драматурга Ионова «В одиночестве», посвященной борьбе «пролетариата с русской буржуазией». К тому времени в здании была «устроена прекрасная сцена, всё помещение заново отремонтировано, сооружены ложи, места бенуара, написаны новые декорации».

Вскоре после премьеры храм Мельпомены стал именоваться Театром Октябрьской революции (ТОР). Однако уже 5 августа был закрыт. Среди причин — «не отвечающий запросам публики репертуар, неподготовленность труппы, финансовый перерасход в 2 миллиона руб., непопулярность театра среди публики». Но осенью того же года обновленный театр возобновил работу. В труппе состоял 41 артист, спектакли ставились ежедневно, кроме понедельников. С 1923 года зрителям разрешалось приобретать билеты в кредит — по специальным талонам.

В Доме искусств устраивались также концерты и лекции. И довольно большая, разнообразная была афиша. 4 июня 1920 года — эстрадная певица Нина Дулькевич. 19 июня — артисты Мариинского театра, в том числе балерина Елена Люком — «вся лёгкость, грация, изящество, милый задор, при этом удивительная сила носка». 1 июля новгородцы могли посетить концерт с участием «старейшего артиста русской сцены» Нила Мерянского-Богдановского, его дочери, московской артистки Богдановской с мужем Кригером и внучки — «балерины московских государственных театров» Кригер. 28—29 июля скульптор Илья Гинцбург читал лекцию «по вопросам современного искусства и его значения для масс».

А вот в 1923 году некий профессор, выступая на тему «свободной любви», несмотря на «желание нэпманов и советских барышень побольше узнать» об этом вопросе, разочаровал: «плакали денежки, 10 булок бы лучше купить или бутылку пива, скажет уходящий гражданин».

И всё же содержание театра было непомерной роскошью для города — 1 марта 1924 года он снова был закрыт. С 1925 года его заменил кинотеатр. Любителей кинематографа ожидал буфет Пищетреста, в нижнем зале играл духовой оркестр. Постоянный драматический театр был открыт в Новгороде лишь в 1939 году.

* * *

Совсем другая публика здесь обреталась в годы оккупации: во Владычной палате немцы устроили офицерский клуб. После войны в восстановленных зданиях размещались различные учреждения. Бывший Епархиальный дом был передан Новгородскому областному театру и филармонии (последняя размещается в нём по сей день). Впоследствии почти все строения на территории бывшего Владычного двора были переданы Новгородскому музею.

Как память о войне в 1960-е годы у Никитского корпуса стояла боевая техника. Но идея экспонировать оружие Победы в резиденции новгородских архиереев не прижилась, и танки «разъехались» по монументам.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ
Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года

РЕКЛАМА