Пятница, 26 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Скоропея от Андрея

В XVII веке в кремле водился скорпион, который жалил порохом аки ядом

Центральная часть Новгородского кремля, где расположено здание Присутственных мест, в древности выглядела совершенно иначе. Здесь пролегал большой овраг с ручьём, впадавшим в Волхов. При расширении детинца, по всей видимости, в XII столетии, овраг оказался внутри крепостных стен. А сейчас о его существовании напоминает заметное понижение рельефа восточнее здания Присутственных мест.

В амбаре — пищали

Пожалуй, самым ранним из известных архитектурных сооружений в центральной части кремля был Пушечный двор, впервые упомянутый в Писцовой книге 1582–1583 годов. На шведском плане штурма Новгорода 1611 года он обозначен как четырёхугольное каре, расположенное ближе к восточной стене кремля, между несуществующей ныне Пречистенской башней и Боярскими водяными воротами.

Двор был обнесён оградой и включал в себя каменную палату для хранения артиллерийских припасов, каменный пороховой погреб, амбар для хранения пищалей и большой деревянный сарай на столбах для хранения пушек. За пределами ограды у водяных ворот находились деревянные сараи и амбар. В 1675 году на дворе хранились внушительные запасы: 88 пушек, 70 пищалей, ядра к ним, порох и свинец.

Неподалёку от Пречистенской башни несколько десятилетий располагалось «чудо-оружие» новгородской крепости — две мощные осадные пищали. Первая из них, Скоропея, была отлита в 1590 году знаменитым мастером Андреем Чоховым, создателем Царь-пушки. Её ствол украшало изображение скорпиона (как его представлял мастер). Калибр этого орудия составлял 152 мм, длина ствола — почти 5 м, вес — без малого 3700 кг. Вторую пищаль, Свиток, спустя год изготовил его ученик Семён Дубинин. Из-за декора её ствол выглядел так, словно его скрутили, что и дало название орудию.

В Новгород обе пищали попали из Пскова в 1629 году, простояв под навесом у башни до 1699 года. Впоследствии они были перевезены в Таганрог и поставлены там на морской пристани. Сейчас оба орудия входят в состав экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге.

Герцен со шпажонкой

В 1698–1699 годах по указу Петра I строения Пушечного двора были реконструированы: вдоль крепостной стены построили двухэтажные каменные амбары. Облик двора на рубеже XVII и XVIII веков можно представить, взглянув на изображение кремля на Знаменской иконе Божией Матери с избранными святыми из Михайловской церкви.

В 1670–1671 годах к западному торцу Пушечного двора была пристроена двухэтажная каменная Приказная палата, переименованная в 1720-е годы в губернскую канцелярию.

К середине XVIII века, когда Новгород уже не являлся действующей крепостью, Пушечный двор и Приказная палата пребывали в ветхом состоянии. В конце столетия они были полностью разобраны, а поблизости в 1783–1786 годах по проекту губернского архитектора Василия Поливанова построено здание Присутственных мест.

К началу следующего века в нем располагались различные административные учреждения: уездное казначейство, уголовный и гражданский суды, казённая палата, приказ общественного призрения и другие. В 1809 году в результате пожара зданию был нанесен огромный ущерб. В ходе восстановительных работ (1819–1822) здание лишилось своего первоначального фасадного декора в стиле раннего классицизма.

В 1841–1842 годах в здании Присутственных мест на должности советника губернского правления проходил службу отбывавший в Новгороде ссылку писатель и публицист Александр Герцен: «С полгода вытянул я лямку в губернском правлении, тяжело было и крайне скучно. Всякий день в одиннадцать часов утра надевал я мундир, прицеплял статскую шпажонку и являлся в присутствие». Здесь же располагалась губернская типография и с 1838 года издавалась газета «Новгородские губернские ведомости».

Пост сдал, пост принял

В 1840 году в центре кремля появился чугунный обелиск, посвящённый Новгородскому ополчению 1812 года. Идея соорудить такой памятник возникла вскоре после возвращения ополченцев с полей сражений домой. В 1818 году с разрешения Комитета министров была открыта подписка, которая затянулась более чем на два десятилетия.

К 1839 году было собрано около 13 тысяч рублей. Недостающую по смете сумму в 2195 рублей 87 копеек внесло новгородское дворянство. Автором проекта памятника стал архитектор Александр Брюллов. 28 апреля 1839 года чертежи были представлены на рассмотрение Николаю I, одобрившему проект с одной поправкой, повелев добавить корону над венчающим обелиск орлом.

Вскоре памятник был отлит на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге и установлен. Однако простоял он в кремле недолго и по высочайшему повелению был перенесён на другое место — Софийскую площадь. Торжественное освящение монумента ополченцам на новом месте состоялось 8 октября 1861 года, в годовщину взятия Полоцка. А в 1862 году был торжественно открыт памятник «Тысячелетие России».

Долго, зато без турок

Со второй половины XIX века благоустройство прилегающей к памятнику «Тысячелетие России» территории стало предметом особой заботы городских властей. В сентябре 1877 года, когда решался вопрос о привлечении к общественным работам прибывающих в Новгород турецких военнопленных, губернатор предложил использовать их для разбивки у памятника сквера. Это предложение вызвало возражения городского головы, отмечавшего, что для таких работ «потребны знания специального деятеля (садовника), рабочие же силы при этом нужны в размерах очень незначительных». К тому же благоприятное для разбивки сквера время года было на исходе. В итоге сквер в кремле появился лишь во время Первой мировой войны — он был разбит перед Софийским собором по инициативе архиепископа Арсения.

А вот брусчатка к тому времени уже напоминала поле. Корреспондент газеты «Новгородская жизнь» писал в 1911 году: «Площадь перед Присутственными местами в кремле настолько заросла травою, что проезжающие по площади крестьяне начинают её косить. Так, 23 июня мы были свидетелями, как какой-то проезжий крестьянин, не стесняясь и не торопясь, слез с телеги, взял косу, выкосил порядочный участок и затем передал косу другому крестьянину».

К слову, во время Первой мировой войны в здании Присутственных мест располагались учреждения Военного ведомства, а в первые годы советской власти — снова разного рода административные учреждения.

Пастбище имени Ильича

Напротив Присутственных мест сквер появился в 1920-е годы. Работы по его созданию велись в 1923–1924 годах. «Губоткомхоз командировал своего садовника в бывшее имение князя Васильчикова «Выбити» для закупки цветочных и кустарниковых растений». На эту цель были выделены 200 рублей золотом. При разбивке сквера были разобраны 1465 квадратных сажен булыжной мостовой, а полученный камень использовали для мощения Ильинской и Садовой улиц. В 1924 году сквер был назван «сквером Ильича».

Растениям во вновь устроенном сквере грозило немало опасностей. Страницы газеты «Звезда» пестрели заметками такого рода: «Автор проекта древесных насаждений на Кремлёвской площади, по-видимому, не принял во внимание, что в Новгороде свободно гуляют козы, коровы и свиньи, поэтому все насаждения должны быть обязательно хорошо огорожены». В 1924 году газета сообщала о том, что «порча клумб и кража цветов» в кремле не прекращаются. Доставалось насаждениям и от студентов расположенных по состоянию на 1932 год в кремле дорожного и строительного техникумов, которые «не только не охраняют зелёные насаждения, но сами занимаются их уничтожением. Вечером и днём, во время учебных перерывов в кремлёвском сквере можно наблюдать жуткую картину «развлечения» студентов».

Пролетарский некрополь

Несмотря на ярко выраженный «самодержавный» характер не оставался без внимания в эти годы памятник «Тысячелетие России». Так, 16 мая 1920 года у монумента состоялась лекция профессора Передольского на тему «Былое Великого Новгорода по памятникам старины». Как это ни парадоксально, памятник использовался и для пропаганды идей коммунизма. Для этого предлагалось рассказывать про «Екатерину, Петра и других тиранов народа по материалам историка-марксиста Покровского и по архивным документам», а не пользоваться «доводами придворного лакея — историка Иловайского».

При новой власти в кремле появился и новый мемориальный объект — «Братская могила борцов революции». Наиболее подходящим местом для этой цели был признан сквер рядом с располагавшимся тогда в Златоустовской башне кремля музеем. В 1923 году президиум губисполкома поручил комхозу «выработать проект, принять меры к расчистке и приведению в должный вид этого сквера». Места для погребения отводились по ходатайствам советских, партийных и профессиональных организаций. Удостоены такой чести могли быть «погибшие при исполнении своего революционного долга работники-борцы за укрепление диктатуры пролетариата и завоеваний Октябрьской революции». Первым в братской могиле был похоронен заместитель заведующего агитпропом губкома, редактор «Известий губкома» Василий Штукин (1894–1923).

* * *

В годы Великой Отечественной войны все сооружения на территории кремля получили значительные повреждения. Вскоре после освобождения города началось их восстановление. Уже в ноябре 1944 года состоялось торжественное открытие восстановленного памятника «Тысячелетие России», демонтированного и подготовленного к вывозу оккупантами. А вот здание Присутственных мест долгие годы стояло в полуразрушенном состоянии. Лишь после завершения в 1957 году ремонтно-реставрационных работ в нём были открыты экспозиции Новгородского музея. В восточном крыле здания разместилась областная библиотека.

У западной стены кремля в 1944 году появилась могила воинов 59-й армии, погибших в боях за освобождение Новгорода. В 1965 году рядом с братским захоронением был сооружён мемориал «Вечный огонь славы».

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года