Пятница, 26 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

На пути к Великому мосту,

следы которого мы не можем найти уже почти 500 лет

Время — песок, время — вода... В старину прибрежная полоса между детинцем и Волховом выглядела совершенно иначе. В позднее средневековье по обеим сторонам дороги от Пречистенской башни к Великому мосту (предшественнику нынешнего пешеходного) располагались купеческие лавки. А среди лавок, по правой стороне, находилась одна из городских святынь — Чудный крест.

 

Часовня с крестом и дом завмостом

Письменные источники упоминают крест с конца XV века, однако появиться он мог ещё во времена новгородской независимости. На это намекают записи былин о Василии Буслаеве, который любил «побитьса да подратьца у чудна креста, у чудная креста, у жива моста, у матушки да реки Волхови...».

В 1547 году по заказу Петра Невежина крест был обновлён. Новый крест имел внушительные размеры (240х150 см), его украшали резные изображения Христа, Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника, пронзившего копьём распятого Иисуса. Чуть позднее появился и серебряный оклад. А в 1570 году у Чудного креста архиепископ Пимен и новгородское духовенство за день до начала опричного разгрома города торжественно встречали Ивана Грозного.

В 60-х годах XVII века у чтимой святыни появился караул из четырех стрельцов, а в конце столетия, при капитальной перестройке Пречистенской башни и Волховского моста, для хранения креста была сооружена часовня, приписанная к Розважскому, а позднее — к Перекомскому монастырям. При часовне жил монах, а кружечные и свечные сборы составляли значительную часть монастырских доходов.

Во время перестройки моста в 1830-х годах часовня была выстроена заново. Новое приземистое сооружение было оформлено в стиле позднего классицизма. Его главный, северный, фасад украшал четырёхколонный портик, а завершал здание массивный купол с небольшой главкой. Тогда же напротив часовни появляется небольшой домик заведующего мостом, сохранившийся до наших дней.

В конце 1920-х годов часовню закрыли. В её здании разместился ОСВОД, а Чудный крест передали на хранение в Новгородский музей. В годы войны крест был вывезен оккупантами из города, и его дальнейшая судьба неизвестна, часовня же выгорела и лишилась купола. В конце 1940-х годов ее здание было разобрано как «искажавшее» архитектурный облик кремля.

По «кривой дорожке»

Вдоль береговой линии Волхова в древности шёл Кривой мост, пересекавший практически под прямым углом мост Великий и соединявший в XVII столетии южную оконечность укреплений Малого земляного города с северной. Появился Кривой мост не позднее XV века. Во всяком случае, в летописном рассказе 1499 года об обходе архиепископом Геннадием только что возведённых стен детинца говорится, что владыка от Пречистенских ворот шёл «новым мостом к Образу и к Спасским воротам» — то есть по тому месту, где сейчас пляж.

В XVII веке с обеих сторон выходы на Кривой мост были защищены башнями. В 1675 году в проезжей башне, ведшей на него с севера, стояли две медные пушки, а в Новинских проезжих воротах в южной части — одна.

Пройдя с Кривого моста через Новинские ворота, можно было попасть на Новинский же (или Спасский) бастион Малого земляного города — часть построенной в конце XVI века дерево-земляной крепости, опоясывавшей детинец. Новинскому бастиону была уготована интересная судьба. Поначалу это был крепостной бастион с деревянными стенами и тремя такими же башнями на углах. В самом начале XVIII века, когда над Новгородом нависла угроза шведского нашествия, порядком обветшавший бастион подвергся реконструкции. В работах на нём принимали участие солдаты лейб-гвардии Преображенского полка, а руководил ими какое-то время, по всей видимости, сам царь Пётр I.

Но вступить в схватку с неприятелем бастиону тогда не довелось. Спустя 100 с небольшим лет утратившую оборонительное значение крепость срыли, а на её месте разбили Летний сад.

фото из коллекции Николая КОЗЫРЕВА

Яхта императрицы

Всё же два прибрежных бастиона, Розважский севернее и Новинский южнее кремля, уцелели. К тому времени бывший Новинский (он же Спасский) бастион уже был известен новгородцам как Екатерининская горка.

В 1785 году императрица Екатерина II совершила на специально построенной барке путешествие по Вышневолоцкой водной системе «для обозрения водяных коммуникаций». Конечным пунктом речного вояжа был Новгород, где и была оставлена барка в виде милости местному дворянству. Спустя два года она была поднята на Спасский бастион, где для неё соорудили деревянную галерею.

К началу следующего века галерея находилась в плачевном состоянии — крыша провалилась, ветхие стены могли в любой момент обрушиться. Многочисленные попытки дворянства собрать средства на сооружение каменного здания успехом не увенчались. Лишь после того как в 1827 году увидевший галерею и барку император Николай I повелел либо привести здание в порядок, либо вовсе его разобрать, дело сдвинулось с мёртвой точки. Были собраны деньги и построено каменное здание. Правда, и сама барка была «капитально отремонтирована», так что от подлинной яхты императрицы, похоже, мало что осталось.

А в 1918 году от нее и вовсе не осталось ничего. Яхту просто пустили на дрова. По словам автора вышедшего в 1929 году путеводителя по городу, она «весьма пригодилась для топлива советским учреждениям».

Пригодилось и здание: сначала там располагался кинотеатр «Заря», а 28 июня 1925 года в нём был открыт «Аэроклуб-музей». В центре зала стоял аэроплан «Фарман», демонстрировались образцы авиадвигателей, бомб, модели самолётов, диаграммы, рисунки. При музее действовали библиотека, спортивный и технический кружки. Здание пострадало в годы войны и после её окончания полностью было разобрано.

20 января 1974 года, в день празднования 30-летия освобождения Новгорода, на остатках древнего бастиона был открыт хорошо известный новгородцам Монумент Победы.

Спас и к войне запас

Здесь же, внутри Новинского бастиона, стояла древняя церковь Образа Спаса Нерукотворного. Впервые деревянный храм, находившийся на Добрыне улице, упомянут в 1134 году. В 1378 году церковь была возведена в камне, а в конце XVI века оказалась внутри стен Малого земляного города. Со временем храм пришёл в запустение. В последний раз он был отмечен на плане Новгорода в середине XVIII века. Сейчас о нём напоминают два из трёх колоколов, пожертвованных храму в середине XVII века новгородскими стрельцами. Один из них хранится в Валдайском музее колоколов, второй — в Михайло-Клопском монастыре под Великим Новгородом. Церковь Образа Спаса Нерукотворного стрельцы выбрали, скорее всего, не случайно — внутри стен Малого земляного города располагалась стрелецкая слобода.

Территория между детинцем и Волховом севернее Великого моста носила название «Владычный островок» — в конце XVI века здесь находились «дворы нетяглые владычных же людей, и дьяков певчих, и подьяков, и погребных сторожей». Здесь же, на Островке, находилась «емчужная варница», где изготавливали селитру, необходимую для производства пороха.

На берегу у Пречистенских ворот столетие спустя была кузница, в которой ковались «пушечные всякие запасы». В набережном амбаре хранились различные военные припасы — ядра, копья, мушкеты, шпаги. Чуть севернее Пречистенской башни находился Тайничный городок — небольшая деревянная крепость, защищавшая родниковый колодец у Водяных ворот детинца.

Стройка века

В 1528 году к новгородскому архиепископу обратился некий «псковский хитрец» с предложением устроить мельницу на Волхове. Стройка развернулась неподалеку от Владычного островка и отличалась размахом: была сооружена срубная плотина, «чтобы отняти часть у Волхова, куда быстринам водным течи», в мельнице установлены колеса и жернова.

Уже следующей весной разлившийся Волхов «вернул» себе отнятую у него часть: «поиде лёд и нача разрушати древие и срубы... и разруши и рознесе и самое тое место, где жернов стоял». Архиепископ Макарий повелел из остатков разрушенных паводком срубов устроить конюшню — «даже и то будет в дому Святей Софеи», а псковский авантюрист-строитель «из града избеже, неведомо камо (куда) скрылся». Так что проблемы с подрядчиками носят в нашем городе хронический характер.

К концу XIX века на примыкающей к кремлю прибрежной территории находились постройки основанного в 1898 году Новгородского яхт-клуба. А именно — там, где сейчас пляж. Тогда это место носило название Екатерининской набережной. В зданиях на Островке размещались службы архиерейского дома. Севернее Островка, напротив земляного бастиона, было построено здание Провиантского магазина, где хранились запасы военного ведомства. Фундамент этого магазина, выступающий из земли, только и напоминает о прежней довольно плотной застройке, уничтоженной войной.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ, научные сотрудники НГОМЗ

 

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года