Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Герой Синопа

Газета «Новгородские ведомости» и Новгородский музей-заповедник начинают новый совместный проект «Новгородский некрополь». Ежемесячно мы будем рассказывать о выдающихся людях. Герои войн и мореплаватели, государственные деятели и актёры — все они оставили свой след в истории России и нашли последнее пристанище на новгородской земле. Одних связывало с нею происхождение или служба, другие оказались здесь на склоне лет. Мы хотим напомнить новгородцам о наших замечательных предшественниках. Тем более что обычной человеческой памяти о многих из них нет — не существует могил, порой не сохранились даже кладбища, на которых эти могилы находились.
 

 

Наш первый рассказ посвящён адмиралу Оресту Поликарповичу Пузино

Будущий русский флотоводец родился 24 февраля 1819 года. Его отец, Поликарп Иванович, был врачом, десять лет прослужив в этом качестве в армии и приняв участие не в одном военном походе. После выхода в отставку занимал должность новгородского уездного судьи, был уездным предводителем дворянства, затем снова поступил на службу. После повторного выхода в отставку в 1851 году жил в своём имении в Новгородском уезде. Матерью будущего адмирала была Екатерина Ивановна Пузино, происходившая из старинного новгородского дворянского рода Аничковых.

Избрав карьеру морского офицера, Орест Пузино окончил Морской кадетский корпус, после чего был произведён в мичманы и отправлен на Черноморский флот.

В 1853 году лейтенант Пузино, будучи старшим офицером на пароходо-фрегате «Крым», принял участие в знаменитом Синопском сражении, во время которого русский Черноморский флот под командованием адмирала Нахимова разгромил турецкую эскадру. «За храбрость и быструю распорядительность» лейтенант Орест Пузино был награждён орденом святого Владимира 4-й степени с бантом.

Участвовать в сражениях с неприятелем Оресту Поликарповичу больше не довелось, но он продолжал защищать интересы Российского государства в разных морях. На протяжении следующих двух лет командовал пароходом «Пётр Великий», в 1855 году был награждён за участие в 18 морских кампаниях орденом святого Георгия 4-й степени и в том же году был произведён в капитан-лейтенанты. В 1859–1861 годах, командуя парусно-винтовыми фрегатами «Светлана» и «Илья Муромец», он крейсировал в Средиземном море, в том числе у берегов Сирии. Как и сейчас, тогда в этом регионе было неспокойно: в 1860 году в Сирии произошла массовая резня христиан, и под этим предлогом в Ливане был высажен французский экспедиционный корпус. Однако до открытой войны дело не дошло.

Последующие годы Орест Пузино провёл на Балтике. В 1872 году он стал контр-адмиралом и младшим флагманом Балтийского флота.

В 1875–1877 годах командовал отрядом судов в Тихом океане, совершая плавания у берегов Китая, Японии и Северной Америки. Из-за обострения русско-британских отношений адмирал готовил свою эскадру к действиям против неприятельских судов у берегов Канады и Австралии. Но снова обошлось без кровопролития, и на Дальнем Востоке адмирал Пузино оставил мирный след — его именем был назван мыс в бухте Провидения Анадырского залива Баренцева моря, обследованный в 1876 году экипажем входившего в его эскадру клипера «Всадник».

Затем Орест Поликарпович вернулся на Балтику, став в 1882 году вице-адмиралом.

Прославленный флотоводец скончался 30 июня 1891 года, последней гаванью для него стало новгородское Тихвинское кладбище.

Возникшее в начале XIX столетия и располагавшееся рядом с Воскресенским монастырём на Красном поле, кладбище получило наименование от церкви. Изначально храм был Воскресенским, однако после перестроек в XIX веке его освятили в честь хранившейся там Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинское кладбище утрачено. Хотя возле церкви на Красном поле (храм нуждается в серьезной реставрации) все еще можно видеть остатки старинных памятников и надгробий. Имени участника битвы под Синопом Ореста Поликарповича Пузино там, увы, не найти.

Илья ХОХЛОВ, старший научный сотрудник НГОМЗ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года