Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Великий мост стал старше

Археологи «накинули» ему ещё полтораста лет

Ещё недавно самый древний новгородский мост датировался XII веком. Однако наши подводные археологи погрузились в Волхов и дату передвинули. Заодно и само расположение — древнейшая переправа находилась в тридцати метрах выше по течению от моста XII века.

Дорога от божка до бога

Сначала с помощью ультрасовременного оборудования было просканировано дно, что позволило обнаружить четыре возвышенности (два метра и чуть более высотой), свидетельствующие о наличии древних опор. Затем Айвар Степанов, продолжив исследовать дно по уже выявленному направлению моста, нашел еще и пятую опору. Находясь под слоем донных отложений, она оказалась в наилучшей сохранности, что позволило взять образцы древесины. При этом выяснилось, что найденная опора представляет собою остатки сруба. Это первый случай (подводная экспедиция проводится с 2005 года), когда найдены конструкции не свайного типа.

Как буднично, даже привычно совершаются открытия — приучили новгородцев к этому, что ли? Ущипните себя. Оказывается, Новгород имел переправу через реку еще в середине X века. Ваши «пра-пра» креститься не умели! Да и не собирались вроде.

И вот теперь, возможно, найдены остатки именно того моста, на котором толпились поклонники Перуна, защищая своего кумира от воеводы Добрыни. Пришлось посланнику князя Владимира пойти на хитрость: подпалили его люди город на обоих берегах, и новгородцы кинулись тушить пожар. Пока одни тушили, других Добрыня окунал в Волхов во имя Божие.

Археологи — народ терпеливый. Особенно — подводные. Мутная волховская водица хоть как-то яснеет лишь по холоду. Вот и выходит экспедиция в акваторию, когда по берегам еще не весь лед растаял. Трудная, кропотливая у нее работа и очень бодрая.

А найдут что-нибудь — опять терпят. До тех пор, пока догадки и надежды приобретут силу факта. Образцы древесины древних мостовых опор были взяты еще в апреле. И лишь на днях стали известны результаты. Исследования, проведенные в Санкт-Петербургском университете имени Герцена, указали приблизительно на 950 год, в который «попали» сразу три взятых образца. При этом приблизительность, которая существует при радио-углеродном анализе, составляет плюс-минус 25 лет.

На Пискупле улице

Судейский городок, 1. Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, советник генерального директора Новгородского музея-заповедника, кандидат исторических наук, предлагает мне вид из окна. Ну газон, кремлевская стена, и что?

— А то, — говорит Сергей Викторович, — что мы стоим напротив того места, где когда-то находился собор Бориса и Глеба. Как раз у кремлевской стены он стоял. Построил его в 1167 году некто Сотко Сотинич. Это был храм, можно сказать, княжеского облика. Размерами он не уступал Софии. А строил его купец, предполагаемый прототип былинного Садко, кстати. Довольно загадочная история. В 1682 году храм как обветшавший был разобран до основания по распоряжению владыки. Так вот! Если провести условную линию от места, где некогда был собор Бориса и Глеба, до Никольского собора на Ярославовом Дворище на противоположном берегу, то на этой линии и окажется мост, найденный этой весной экспедицией Айвара Степанова. Этот мост меняет наши представления не только о хронологии строительства, но и о топографии древнего Новгорода.

По словам Сергея Трояновского, вырисовывается следующая картина:

— Летописи прямо говорят, что церковь Бориса и Глеба стояла в конце Пискупли (то есть епископской) улицы. Значит, здесь жили новгородские архиепископы, пока не были возведены для них покои подле Софийского собора. А мост связывал улицу в единое целое. В последующем он «отплыл», и главным входом в кремль стала Пречистенская башня (ныне арка) детинца.

Получается, что мост «виноват» в средневековой перепланировке? Но зачем новгородцам понадобилось его двигать? Ответ прост: по-другому было нельзя! Мореная древесина может сохранять прочность долго — не одно столетие. Но ничто не вечно: течение и ледоход делают свое дело. И если сруб приходит в негодность, то насыпанные внутрь него камни, естественно, рассыпаются. На старом месте мост уже не обновишь. Надо полагать, именно по этой причине в дальнейшем новгородцы сочли за лучшее забивать в реку сваи. И практиковали данный тип деревянного мостостроительства вплоть до XVIII века.

Любопытно, что по времени строительства древнейший мост (950-е годы) совпадает с самой ранней новгородской мостовой, обнаруженной археологами на Великой улице на Неревском конце. Надо отдать должное средневековым властям — системно люди работали.

Также не менее любопытно, что найденная Айваром Степановым с товарищами «опора России» может рассматриваться как некое материальное свидетельство подлинности Иоакимовской летописи. Дело в том, что это — единственный письменный источник, в котором говорится о наличии в Новгороде моста в X веке. Летопись читал и пересказал первый русский историк Василий Татищев. После чего она таинственным образом исчезла. Новые факты требуют осмысления, и историки этим непременно займутся.

Времён связующая нить

В свете последних открытий придется вносить коррективы в экспозицию будущего музея Великого моста. Это будущее обещает вот-вот стать настоящим. Как ожидается, до конца июня «Речной домик», что у основания пешеходного моста через Волхов, будет готов к размещению экспозиции.

В музее будет три тематических раздела: Средние века (X–XV), так называемый «Московский период» (включая опричный разгром Новгорода) и Смутное время (с обязательными шведами), а также — «послепетровское время». Мосты не существуют сами по себе, а лишь в контексте жизни и событий. Вместе с тем Великий мост, конечно же, самоценен: 1050 или чуть более лет — таков его возраст по последним данным — это отдельная история. И есть чем показать. На счету подводной экспедиции — тысячи артефактов.

Возможно, заключительный музейный раздел будет называться «Наследники Великого моста». Суть не в том, что в известном смысле первому мосту всякий последующий — родня. Логическая связь времен просматривается четко, без доли преувеличения, даже в контексте строительства едва ли не самого знаменитого из ныне действующих мостов — Керченского.

— Новгород был крещен после того, как князь Владимир захватил в Крыму Корсунь (современный Севастополь) и сам стал христианином, — напоминает нам Сергей Трояновский. — Первым новгородским архиепископом был Иоаким Корсунянин, заботившийся среди прочего и о строительстве моста через Волхов.

И вот новейший музейный сюжет: Айвар Степанов участвовал в исследованиях, проводившихся на месте строительства Керченского моста. Археологи искали на дне неразорвавшиеся боеприпасы, а также артефакты. Привлечение нашего специалиста к важнейшей государственной задаче — уже оценка его личного профессионализма и новгородской подводной археологии в целом.

Но не все дано поднять и археологам. Как хороша была бы напротив «Речного домика» часовня Чудного креста! Разобранная после войны, она украшает лишь старые фотографии. А ее чугунные колонны «пригодились» для бани на набережной. Восстановить бы. Не баню, конечно, — часовню...
 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года