Четверг, 28 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Сосланный из Сибири

Серафим Шашков — литератор, учёный, вольнодумец

Так случилось, что Серафим Серафимович, судьба которого была тесно связана с его родной Сибирью, нашёл последний приют в Новгороде.

Родился Серафим Шашков в 1841 году на другом краю Российской империи — в Иркутске. Пойдя по стопам отца-священника, он окончил местную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Однако в 1861 году за участие в панихиде по убитым во время волнений крестьянам села Бездна в Казанской губернии был отчислен из академии.

Не сумев сделать карьеру на духовном поприще, Серафим Шашков отправился в Петербург слушать лекции в университете. Недостаток средств вынудил его спустя два года вернуться в Сибирь. Открытая им в 1863 году в Красноярске частная школа просуществовала только год. Пришлось перебраться в Томск и читать там лекции об истории Сибири. Надо сказать, современники высоко ценили глубокие познания Шашкова в области истории и этнографии.

Однако дух вольнодумства давал о себе знать. Ещё в Петербурге Шашков вступил в кружок студентов из Сибири, мечтавших освободить свой край от «колониального гнёта царизма» и создать независимое государство по образцу США. Подобные сепаратистские устремления не могли остаться незамеченными и безнаказанными: в 1868 году молодой учёный отправился в ссылку. Поскольку он и так жил в Сибири, местом ссылки стала европейская часть России. Сначала это был Шенкурск в Архангельской губернии. Осенью 1873 года в связи с тяжёлым простудным заболеванием власти разрешили ему перебраться в город Бобров Воронежской губернии, а затем — в сам Воронеж.

Наконец в феврале следующего года ссыльный учёный был освобождён от полицейского надзора и получил разрешение жить в любом городе Российской империи, за исключением столичных. Он выбрал Новгород, куда переехал его друг и единомышленник Николай Шелгунов. Здесь, «в небольшом ветхом домике по Ильинской улице», Шашков провёл последние, очень непростые годы своей и без того нелёгкой жизни.

В это время Шашков полностью посвятил себя литературной и журналистской деятельности. Проведённые в Новгороде годы стали наиболее плодотворными в его жизни. Он опубликовал более двухсот работ на самые разные темы в таких изданиях, как «Отечественные записки», «Живописное обозрение», «Слово», «Дело», «Новое время», и других. Шашков много писал на темы истории, философии, литературной критики, развития культуры и науки, женского движения. Современники так оценивали его творчество: «Все работы Шашкова проникнуты горячей верой в прогресс, нравственной чистотой, надеждой на возможность осуществления в жизни светлых идеалов, и в них ярко отражается личность их автора — глубоко правдивого и честного человека, с твёрдыми убеждениями, со светлыми взглядами, с глубоким сознанием святости своего общественного служения, готового отдать жизнь за то, что он считал истиной и добром».

Последние два года жизни писатель был прикован к постели — у него отнялись ноги. 28 августа 1882 года его не стало. Спустя три дня по пути на Рождественское кладбище траурная процессия сделала остановку у мужской гимназии, где была отслужена лития. Над могилой прозвучали «чисто экспромтные речи», темой которых была «неприглядная судьба русского писателя, весь век работающего в поте чела во имя одной любви к правде при всеобщей спячке и равнодушии, работающего без устали и до последней минуты и умирающего чуть не нищим».

Отзывчивые новгородцы не забыли и об оставшейся без кормильца семье опального писателя. 28 сентября состоялся благотворительный концерт. Певица-любительница Соковнина «своим очаровательным голосом вызвала гром рукоплесканий и нескончаемые крики bis и bravo. Похожие эмоции у публики вызвало мастерское чтение известного новгородского актёра Нила Мерянского. Выступал оркестр «гг. любителей музыкально-драматического общества». Концерт «оставил самое приятное впечатление на всю «понимающую» публику». Вырученные полторы сотни рублей были переданы вдове покойного Раисе Семёновне.

А 7 октября, в сороковой день кончины Серафима Шашкова, на его могиле на Рождественском кладбище была отслужена панихида «в присутствии небольшого кружка местной интеллигенции». На саму могилу был возложен роскошный венок, присланный студентами Петербургского университета.

Могила писателя-демократа сохранилась до наших дней и в настоящее время является объектом культурного наследия регионального значения.

Илья ХОХЛОВ,
ведущий научный сотрудник НГОМЗ
 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года

РЕКЛАМА