Суббота, 16 октября 2021

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Федот почти тот —

Поднимать БА-6 из Малого Волховца пришлось по частям.

Поднимать БА-6 из Малого Волховца пришлось по частям.

Фото: novreg.ru

в Малом Волховце искали броневик БА-10, а нашли БА-6

18 августа в Великом Новгороде со дна реки был поднят пушечный бронеавтомобиль, пролежавший ровно 80 лет на дне реки.

О его последнем бое, в ходе которого экипаж под командованием лейтенанта Александра Карлова, заняв оборону на переправе, сдерживал атаки врага, мы рассказали раньше («Железный солдат», «НВ», 11 августа).

Наиболее подробно тот бой известен по воспоминаниям Владимира Копышева — политрука танковой роты 28-й дивизии. Там был назван БА-10. Но при ближайшем рассмотрении — не в мутной воде реки, а на базе поискового отряда «Находка», куда для реставрации была доставлена боевая машина, выяснилось, что это — другая модель. Хотя разница не так уж принципиальна: машины довольно похожи внешне и по своим базовым характеристикам.

Есть ещё одна поправка к рассказу Копышева. Политрук утверждал, что экипаж, покидая машину, заблокированную на полуразрушенном мосту, не смог её поджечь. Но ещё водолазы, обследуя находку, заметили, что броневик всё-таки горел, имеет повреждения. Например, была заметна пробоина от снаряда. Так что машина — во всех отношениях боевая.

Поскольку последний боезапас, не расстрелянный экипажем, видимо, рванул внутри, едва ли можно было ожидать от броневика неприятного сюрприза. Но безопасность — дело святое. Ни одного постороннего под мостом.

Подъём — событие лаконичное. Глядя со стороны, могло показаться, что самое трудное — избежать раскачки и чётко пройти между двумя мостами. В действительности самая ответственная работа выпала водолазным подразделениям ОМОНа Росгвардии и новгородского «Облводобъекта». Подготовка к операции заняла неделю. Машину буквально выковыривали из нагромождения брёвен, профилей и разных обломков.

Поднимали по частям: переднюю — с двигателем, заднюю — с осями, артбашню. Вне всякого сомнения, бронеавтомобиль будет восстановлен. Понятно, что сейчас трудно сказать, в какие сроки.

Зато, и это приятная новость, появилась ясность по ремонту Синего моста, в районе которого был найден БА-6. После благополучного завершения операции губернатор Андрей НИКИТИН сообщил, что в следующем году начнутся восстановительные работы.

За 80 лет бронеавтомобиль был занесён речным песком, затопленными брёвнами и разными обломками. Фото novreg.ru

— У «Росавтодора» из экспертизы вышел проект восстановления моста, — сказал глава региона. — В течение двух лет будет открыто четырёхполосное движение.

Остаётся добавить, что проведение поисковых и подъёмных работ стало возможным благодаря поддержке, оказанной руководителем области.

Не про железо

Александр МОРЗУНОВ, организатор поиска «железного солдата», защищавшего Новгород, командир отряда «Находка», советник губернатора:

— Это важно, когда можно посмотреть и даже потрогать рукой то, на чём воевали наши деды в Великую Отечественную. Это интересно, ведь молодёжь о такой технике, как БА-6, могла и не знать. Да, бронеавтомобиль — не знаменитый танк Т-34. Немцы тогда тоже использовали броневики. Но главное — это всё же не толщина брони. Вспомним Александра Панкратова, политрука 28-й танковой дивизии. Той же дивизии, в составе которой сражался экипаж лейтенанта Карлова. Сколько брони было у Панкратова, когда он грудью закрыл вражеский пулемёт? Дух русского солдата — вот наше самое сильное оружие. Самое крепкое железо — в характере нашего народа. Надеюсь, что оно там осталось до сих пор.

Отличник НПП

Среди тех, кто присутствовал при подъёме броневика, были и наши фронтовики — танкисты Александр Попов и Василий Крестьянинов. Поинтересовался у них, как, мол, впечатления. Да вот думаем, отвечали, как броневичок так ловко спрятался. Тут глубины-то в этой речке...

Не Керченский пролив, в конце концов. Попов его форсировал, освобождая Крым:

— Керченский мост прошёл там, где мы переправлялись. Ну, метры какие-то в сторону — 20–30. Я разговаривал с ребятами, которые обследовали дно. Там полно было находок: и катера, и всего прочего. Как у нас строители и ремонтники ничего не заметили?

Синий мост восстанавливали после войны. В начале 1990-х годов возвели рядом новый двухполосный. Кстати, к тому времени уже двадцать лет прошло, как Копышев передал музею-заповеднику свои воспоминания.

На подъёме броневика присутствовали наши фронтовики. Фото novreg.ru

Бывал я и раньше у Александра Петровича в гостях. И каждый раз узнаёшь что-то новое. Вот и сейчас. Хотя бы про часы на полочке. Оказывается, память. Из танка, на котором дошёл до Берлина.

— Рабочие! — уверил хозяин. — Один недостаток — нужен аккумулятор.

Рассказал, как в Германии из своего «Иосифа Сталина» так врезал «фердинанду» в лоб, что снаряд вылетел у того через з....цу.

Тут же вспомнилось, как у него в роте один экипаж утопил «Сталина». Прорвали оборону, передышка, кухня подъехала, а танка одного нет. И не видно было, чтобы горел. Неужто у немцев?!

— Беру трофейный мотоцикл на гусеничном ходу, еду на поиски. Ага, бредут. Четверо. Мои. Грязные. А запах!.. Оказывается, провалились в силосную яму. Вроде, курьёз, а танк пришлось разобрать на запчасти и списать. Мощный был танк — ИС-2. Только против силоса ничего не смог.

— Что до этих броневичков, — продолжал Александр Петрович, — проще всего сказать: на безрыбье и рак рыба. По крайней мере от стрелкового оружия они защищали. Вот и лёгкий танк Т-70, что стоит у нас на Екатерининской горке, — их же ещё в 1941-м стали собирать на Горьковском автозаводе. Когда у нас неудача шла. И солдат, и конструктор — все учились на ходу. Потом на базе Т-70 была создана самоходка — СУ-76. На фронте её в шутку назвали самоходным рестораном. Из-за конструкции — бронированной коробки с брезентом наверху. Подначивали экипаж: «Эй, смотрите, чтобы вас какая-нибудь баба кипятком не ошпарила!». Однако свою боевую задачу — НПП (непосредственная поддержка пехоты) — СУ-76 выполняла. Хороший обзор, приличный ход, противотанковая пушка... Так до конца войны и отбегала. А война — дело такое: что тебе Родина дала, тем и воюй! Я вот на танках всю дорогу, а посадили бы на броневик — значит, так тому и быть. Для своего времени ничем не хуже они были, чем у союзников наших тогдашних, американцев и англичан. Так что хорошо сделали наши поисковики и власти, что подняли его, что людям показали.

*   *   *

Бронеавтомобиль БА-6 — предтеча БА-10. Участник войны в Испании, боевых действий на Халхин-Голе, Финской и Великой Отечественной войн. Производился в 1936–1938 годах.

Теги: Великий Новгород, Малый Волховец, броневик, БА-10, БА-6

РЕКЛАМА

Еще статьи

Похоронен был академик Железнов в усадьбе Матвейково.

Этот день мы приближали как могли!

В Окуловке установили бюст академика Николая Железнова

13.10.2021 | История

Дмитрий Петров, зам. начальника отдела культуры Хвойнинского округа, проводит первую экскурсию.

На крыльях подвига

В посёлке Хвойная открыт мемориальный зал, посвящённый истории воздушного моста с блокадным Ленинградом

06.10.2021 | История

Почти 80 лет тягач пролежал под водой, но его ходовая часть находится в очень хорошем состоянии.

Полное погружение

Демянские поисковики подняли со дна Волхова немецкий тягач

29.09.2021 | История

Исследовать центр Славенского конца средневекового Новгорода было давней мечтой Петра Гайдукова.

Золотая миля

— так член-корреспондент РАН Пётр Гайдуков называет 38-й квартал Великого Новгорода

29.09.2021 | История

18 декабря 1956 года был подписан Указ о награждении рядового Климина.  На правом снимке Воинское захоронение в городе Кечкемет.

Медаль за город Будапешт

Спустя 65 лет после венгерских событий родственники Александра Климина узнали, что он «погиб смертью храбрых»

22.09.2021 | История

О шедеврах из первых уст, о выставке рассказывает её куратор Иван Привалов.

Береги эту землю

В Никольском соборе открылась выставка «Александр Невский в изобразительном искусстве»

22.09.2021 | История

РЕКЛАМА

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 13.10.2021 года

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА