Суббота, 27 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Губернатор и «та самая Татьяна»

Портрет графини Екатерины Александровны Стройновской. Неизвестный художник. 1820—1830-е гг. Музей изобразительных искусств, Великий Новгород

Портрет графини Екатерины Александровны Стройновской. Неизвестный художник. 1820—1830-е гг. Музей изобразительных искусств, Великий Новгород

О чём свидетельствуют три надгробных камня в деревне Налючи Парфинского района

Налючи — деревня с богатой историей. Она — одна из самых древних в области. Упоминается в летописи 1200 года, когда литовцы в очередной раз вторглись на новгородскую землю.

Находясь в излучине рек Полы и Ларинки, Налючи привлекают ещё и живописными видами, и святым источником Николая Чудотворца. Бьёт он на берегу полноводной Полы, по преданию, освящал его сам Иоанн Кронштадтский.

Правда, сейчас в деревушке и двух десятков обитаемых домов не насчитать. Впрочем, как я успела заметить в день своего приезда сюда, не всё так печально. Кое-какой оптимизм внушала работа бригады, занимавшейся восстановлением разрушенного деревянного строения.

Возможно, малочисленностью объясняется и скромность деревни: даже знак с её названием возле дороги отсутствует. Хотя не исключено, что самим жителям он и не нужен. Без гостей-то лучше сохраняются тишина и покой.

«Утаённая» муза поэта

Между тем Налючи могли бы стать местом притяжения туристов и даже паломничества пушкинистов, да и не литературоведов, кстати, тоже. Есть версия — и многие о ней знают — что в Налючах жила помещица Екатерина Стройновская-Зурова, в девичестве Буткевич, которая и была прототипом Татьяны Лариной. Автор гипотезы — Борис Буткевич, публиковавший свои очерки под литературным псевдонимом Борис Матвеевский. 

Изучение семейной родословной неожиданно вывело его на пушкинскую тему. Результатом исследования стала рукопись «Незнакомый Пушкин и «утаённая» муза поэта». Её содержание и выводы получили одобрение у специалистов.

Кроме того, из поколения в поколение передавалась среди местных история, что великий русский поэт приезжал в Налючи. Речка Ларинка своим названием недвусмысленно намекает на связь с героиней всем известного произведения. Однако документальных подтверждений тому, что графиня Стройновская и есть прототип Татьяны Лариной, нет.

Не возникает сомнений по поводу того, что благодаря этой женщине Налючи стали благоустраиваться. И даже без эпизода с Пушкиным её биография кажется удивительной и достойной быть описанной в романе.

В 19-летнем возрасте Екатерина Александровна выходит замуж за сенатора, обладателя миллионного состояния, вдовца — графа Валериана Стройновского. Венчание состоялось в Санкт-Петербурге. Как пишет Борис Матвеевский: «Казалось бы, всё прекрасно, если бы… если бы он не был на пятьдесят лет старше своей невесты!»

Через четыре года супруги с маленькой дочкой Ольгой перебираются в купленное имение в Новгородской губернии. Есть предположение, что престарелый вельможа не мог спокойно наблюдать за тем, какой эффект производила в обществе его молодая жена. В возрасте 81 года он умирает, а Екатерина Александровна становится владелицей приличного состояния. Сватались к ней знатные женихи. Стройновская ответила согласием 37‑летнему Елпидифору Антиоховичу Зурову, участнику русско-турецкой войны, генерал-майору, тульскому военному губернатору. Брак был счастливым. В нём родились трое детей. 

Очень армейская наружность

В Налючах супруги с усердием принялись за создание парка, который переходил в сосново-берёзовый лес. В нём были выкопаны необычные пруды в виде литер «Е», «З», означающих имена Екатерина, Елпидифор и фамилию Зуровы, а недалеко от них находился пруд в форме буквы «О», скорее всего, в честь дочери Екатерины Александровны — Ольги.

Буквально через три года после женитьбы на графине Зурова назначают военным губернатором Новгорода и новгородским гражданским губернатором. В новой должности он пребывал шесть лет. По характеристике Александра Герцена, Зуров был «генералом очень армейской наружности». И тем не менее именно он в 1842 году обратился к местному сообществу с предложением оказать помощь в создании детского приюта. 

Составить мнение о личности губернатора Зурова помогает и тот факт, что во время Крымской войны новгородское дворянство избирает его начальником своего ополчения. Тогда-то он и становится генерал-лейтенантом.

Из-за приступов болезни Зуров просит отставку. Возможно, его здоровье серьёзно подкосила смерть старшего сына Николая. Мальчик умер в девятилетнем возрасте. В 1846 году Елпидифор Антиохович увольняется и большую часть времени проводит в Налючах.

На средства помещиков Зуровых в деревне в 1841 году вместо деревянной церкви Святой Троицы построили каменный пятиглавый храм с большой колокольней. Рядом с ним и похоронили Николая, а потом спустя годы — сначала Екатерину Александровну, затем и Елпидифора Антиоховича. Во время Великой Отечественной войны церковь была практически уничтожена.

Портрет генерал-лейтенанта Елпидифора Антиоховича Зурова (фрагмент). Фотограф Жозеф Штейнмюллер. 1855–1856 гг. Государственный Эрмитаж

Три камня у дороги

Что можно обнаружить в наши дни на месте имения Зуровых? Свидетельств о нём сохранилось немного. Самые примечательные — три сильно разрушенных и почерневших надгробия, которые выставлены рядом с дорогой в центре деревни. 

Мне досконально обследовать их помешали сугробы и образовавшаяся на поверхности наледь. Однако на одном из могильных камней отчётливо проступала надпись «Строитель Св Храма сего Елпидифоръ Антiоховичь Зуровъ». 

Могильная плита с именем Зурова стала местной достопримечательностью. Фото Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Подробности об этих памятниках рассказала мне Наталья ПОЛЯВИНА, директор парфинского Центра детского творчества. Она много чего знает из истории родного края. Краеведческой информацией делится во время походов, которые устраивает с другими педагогами для воспитанников Центра. 

— Если приглядеться, то можно увидеть, что надгробия выполнены из белого мрамора. Скорее всего, вот этот — с могилы маленького сына Зурова, а тот — с могилы Екатерины Стройновской-Зуровой. Один из камней был найден в реке, когда она обмелела, другой — в барском леднике, который использовался колхозом для своих нужд. А третий нашёл дачник под углом своего недавно купленного дома: надгробие использовалось в фундаменте.

Ответить на вопрос, где находятся сами могилы, Наталья не смогла. Видимо, серьёзных исследований по этому поводу никогда не проводилось.

* * *

По расположению разрушенной Троицкой церкви, наверное, можно было бы хотя бы примерно определить место захоронения. Но там, где когда-то высилась церковь, стали строить новый кирпичный храм. Правда, уже 15 лет работы не ведутся. Организатор строительства налючской церкви отошёл к Господу, не завершив начатое дело. С этого времени остов сооружения лишь разрушается. И, как горько заметила Наталья, теперь он — памятник тому, что не всё подвластно людям с деньгами.

Налючская церковь превратилась в долгострой. Фото Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Теги: Парфино, Налючи, краеведение

РЕКЛАМА

Еще статьи

Фёдор Мичугин в Ямской Слободе. За всю жизнь он приезжал на родину только раз.

Сталинский сокол

Ушёл из дому извозчиком, а вернулся генералом

17.04.2024 | История

Виктор Мандельштам прибыл в Новгородскую губернию в 1891 году после окончания Дерптского университета.

Камера Мандельштама

Новгородский земский врач спроектировал аппарат для дезинфекции вещей

17.04.2024 | История

Участники школы западноевропейского танца, 1930-е годы.

«Медаль» за мазурку

Сто лет назад в Старой Руссе обожали западноевропейские танцы

17.04.2024 | История

Так барабан выглядел до реставрации. А каким «мушкетёр» стал теперь, можно будет увидеть на выставке «Чесменская виктория».

Гром победы, раздавайся!

Реставраторы НГОМЗ восстановили мушкетёрский барабан конца XVIII — начала XIX века

10.04.2024 | История

На лицевой стороне монеты — аверсе — находится изображение Алексея I Комнина. На реверсе — крест с монограммой.

Лицо с тетартерона

Нумизматическая коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась пятнадцатой византийской монетой

03.04.2024 | История

Олега Артемьева можно смело назвать постоянным гостем Киномузея.

Ключ к архиву

Космонавт Олег Артемьев передал Новгородскому киномузею уникальный портативный видеомагнитофон AKAI VT-110

27.03.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года