Судьбу пилотов советского почтового самолёта, сбитого над Мясным Бором, удалось выяснить в немецком архиве
В июне 1942 года не вернулся с задания самолёт, доставлявший секретную почту в штаб 52-й армии. Экипаж крылатой машины числился пропавшим без вести в районе Мясного Бора. Что случилось с самолётом, при каких обстоятельствах погибли лётчики?
Ответ на эти вопросы даёт документ, обнаруженный поисковиками в одном из архивов в Германии. Самолёт был повреждён пулемётным огнём, после чего экипаж попытался совершить вынужденную посадку. В немецком донесении указано, что это произошло севернее Южной дороги. Захватить наших лётчиков врагу не удалось. Про старшего лейтенанта написано, что он погиб, отстреливаясь от группы захвата. А про капитана — что он был убит сразу выстрелом в сердце. Неясно только, случилось это на земле или ещё в воздухе.
— Имея такую информацию, причём с точностью до дня, мы сверяем её с журналом боевых действий — уже в нашем российском архиве, естественно, — рассказывал командир поискового отряда «Находка» Александр МОРЗУНОВ. — И находим в нём пропавший почтовый самолёт. Затем связываемся с коллегами-поисковиками, работавшими в районе Мясного Бора. Командир отряда «Гвардия» Александр Орлов подтверждает: был такой самолёт…
Останки лётчиков не нашли раньше, и вряд ли можно надеяться, что найдут теперь. Болото… Однако удалось, и довольно оперативно, разыскать потомков обоих пилотов. Долгие годы они пытались выяснить судьбу своих дедов, куда только ни обращались, но ответ был один: пропали без вести. Получается, что один немецкий документ ставит теперь точку в долгой истории поисков?
Почти 200 имён солдат и офицеров, считавшихся прежде, по всем документам Министерства обороны, пропавшими без вести, только за прошлый год помог вернуть из неизвестности совместный проект отряда «Находка» и Архивной службы Новгородской области.
— Есть отдельный огромный блок документов, которые можно рассматривать как свидетельства о смерти наших солдат, оказавшихся в плену. И, казалось бы, в наш «цифровой» век выложить эту информацию в общий доступ — дело техники. Но ещё недавно было так: поисковики обращаются в военное ведомство, сообщают о вновь открытых документах, просят произвести переучёт, внести данные. Пусть родственники павших солдат Великой Отечественной войны знают, что они не исчезли без следа, не предали, а погибли с оружием в руках или в фашистском плену. А нам говорят, что механизма переучёта нет, — пояснил ситуацию Александр Морзунов.
Теперь — внимание: в феврале этого года министр обороны РФ Андрей Белоусов на заседании Российского организационного комитета «Победа» обратился к президенту страны Владимиру Путину с просьбой поддержать инициативу о признании защитниками Отечества военнослужащих, числившихся пропавшими без вести, но, как установлено в ходе поисковых мероприятий и архивных работ, погибших в боях и в плену. «В кратчайшие сроки в Министерстве обороны будет подготовлен соответствующий приказ», — отметил Андрей Рэмович.
Это означает, что поисковики смогут обращаться напрямую в Департамент по увековечению памяти и внесение дополнений в архивные материалы станет действительно вопросом обыденным.
Нет правил без исключений. Могут ошибаться документы — наши и немецкие. Могут вводить в заблуждение надписи на воинских захоронениях — бывает же, что поисковики находят солдатика, а он уже якобы где-то похоронен. Если исходить из исключений, то тогда, даже подняв солдата с медальоном, следует сомневаться: а вдруг это не его медальон?
Главное, что тысячи и тысячи россиян смогут узнать, где, когда и как закончили свой земной и воинский путь их предки. И бережно передавать эту достойную память следующим поколениям.
Теги: Мясной Бор, война, 1942