Грамота № 424, которую археологи нашли на Ильинском раскопе в Великом Новгороде, была погребена в завале сруба в слоях XII века. Возможно, именно здесь когда-то жили родители Георгия, который и отправил им это берестяное письмо. Пришло оно сюда издалека. Об этом и пойдёт речь в новом материале спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту».
Оригинал текста выглядит так:
(г)ра(мота) ѡт гюргѧ къ отьчеви и къ матери : прода‐
въше дворъ идите же сѣмо смольньску ли кꙑ‐
евоу ли : дешеве ти хлебе : али не идете
а присъте ми грамотичу сторови ли есте
Теперь прочитаем перевод:
Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда – в Смоленск или в Киев: дешев (здесь) хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы.
424-я грамота необычна тем, что была написана не в Новгороде или его округе, а далеко от него.
– Возможно, Георгий находится в Смоленске и ещё только собирается в Киев, – сказал Алексей Гиппиус. – Этого мы не знаем.
Поэтому лучше проявить осторожность и обозначить территорию более широко – Южная Русь, куда Георгий уехал по знаменитому пути «из варяг в греки» за лучшей долей. Возможно, новгородец прихватил с собой бересту на случай, если придётся нацарапать письмецо, а может, на месте обзавёлся «писчим» материалом и отправил послание с оказией. Скажем, с купцами.
– В Южной Руси тоже писали на бересте, – говорит Алексей Гиппиус. – На территории Украины найдено несколько грамот – в древнем Звенигороде Галицком.
Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».
Как видно, в Новгороде тогда дела обстояли не очень хорошо. По словам Алексея Гиппиуса, князья Южной Руси порой устраивали хлебную блокаду города, пользуясь этим как средством политического давления. Возможно, грамота №424 – косвенное свидетельство таких событий. Не зря Георгий пишет о дешевизне хлеба.
И Смоленск, и Киев находились неблизко, поэтому не стоит буквально понимать предложение Георгия родителям «идите сюда». Он не просит их идти пешком. Для языка XII века это естественно – использовать слово «идти» в значении «ехать».
– Позднее, в XIV веке, так сказать уже было нельзя – только «поезжайте», – пояснил Алексей Гиппиус.
В грамоте есть ещё несколько слов-подсказок, которые указывают на её древность. Например, начальная форма – «грамота» – встречается в берестяных письмах именно в XII веке.
Другой маркер возраста – отсутствие предлога со значением направления перед упоминанием Смоленска. Это так называемый безпредложный дательный падеж. Такое правило существовало в древнерусском языке только в XI-XII веках.
– В XIII веке мы его уже не встретим, – указал Алексей Гиппиус.
Есть в грамоте ещё несколько слов с интересной историей. К примеру, «сторови».
Отправились ли родители Георгия к сыну? Пришлось ли им продавать свой дом? Или, может, хлеб в Новгороде всё-таки подешевел, и всё обошлось? Удивительно, но берестяное письмо заставляет нас сегодня тревожиться о том, что случилось целых восемь веков назад.
Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!
Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту