Сегодня четверг, 25 апреля 2019 года

Газета издавалась с 1838 года по 1918 год.
Издание возобновлено 29 декабря 1990 года.

Людмила Данилкина

Мир живого общения

Театр «Малый» представил на фестивале в Москве спектакль «Я не тормоз»

Театр «Малый» представил на фестивале в Москве спектакль «Я не тормоз»

Фото: Алексея Малоземова

Год театра — не столько про его события, сколько про то, что получат в этот год театры для своего дальнейшего развития

Труппа Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» только что вернулась из Москвы, где на фестивале «Золотая маска» показала постановку «Я не тормоз» по книге Нины Дашевской. В завершающей стадии — подготовка к юбилейной «Царь-сказке». Затем поездка в Италию...

— Да, для нас Год театра получается насыщенным. Впрочем, как и все остальные, — начинает разговор художественный руководитель «Малого» Надежда АЛЕКСЕЕВА. — Надо сказать, что на государственном уровне Год театра начался с заседания Совета Федерации по театральной теме, на который получили приглашения представители разных трупп, в том числе и я. Выступлений было много, но по поводу подрастающего поколения говорили в основном о том, что сейчас коллективы детских театров ведут диалог с очень продвинутыми в плане технологий ребятами, которые больше нас понимают виртуальный мир и находят в нем отдохновение. Взрослый человек способен отсекать ненужное, подростки же берут то, что на поверхности. И если мы в противовес этому не предложим им мир живого общения, мир живых героев, мир, в котором они могут что-то менять сами, не пригласим к диалогу, разговору на равных, то будем растить как минимум индивидуалистов, а как максимум людей без будущего — потерянных для себя и социума.

— При этом мир живого общения детям со сцены нужно подавать современным языком и новейшими технологиями...

— Именно. На заседании Совета Федерации все представители театров говорили о том, что при имеющемся финансировании — по остаточному принципу — невозможно этого добиться. Да, нам настоятельно рекомендуют на свои нужды зарабатывать. А мы не можем делать билеты дорогими, потому что хотим, чтобы на спектакли приходили семьями — ведь ребенку после просмотра постановки нужно ее с кем-то обсудить, перед кем-то поставить вопросы, которыми он сам задался, сидя в зале. Если детские театры начнут задирать цены на билеты, то это точно не пойдет на пользу ни самим коллективам, ни юным зрителям. И это вроде как все понимают. Однако многие политики живут одним электоральным циклом, и в период не очень устойчивой экономической ситуации в стране предпочитают решать сиюминутные проблемы. Они не заглядывают вперед, рассуждая, что детям до 18 лет, то есть до момента, когда те получат избирательное право, еще далеко. Следовательно, сегодня и сейчас думать о проблемах тех институтов, что работают с юным контингентом, нецелесообразно. Руководители же театров с трибуны Совета Федерации доказывали обратное.

— Доказали?

— Полагаю, что да. Вообще, на государственном уровне, безусловно, есть понимание важности той работы, того вклада, что вносят театры в формирование, воспитание личности. На заседании Совета Федерации были озвучены задачи по поддержке на разных направлениях театров, которые ставит перед федеральным правительством и региональными властями Владимир Путин.

Что касается Года театра, то сформирован план, и если его выполнить, то тогда можно будет сказать, что театральному искусству в нашей стране уделяется достаточное внимание. Но вообще, как мне кажется, Год театра нужно оценивать не столько по его событиям, сколько по той поддержке, что получат в 2019-м труппы для дальнейшего своего развития.

— Насколько знаю, в этом году «Малый» должен получить субсидию из федерального бюджета по программе поддержки театров малых городов?

— По этой программе наше учреждение не первый раз получает средства. Предназначены они для новых постановок. Беда только в том, что деньги приходят во втором полугодии, причем точно не известно, когда конкретно поступят. А это затрудняет планирование и репетиционный процесс. Если субсидия не запоздает, то хотим сделать спектакль по Николаю Гоголю, подростковую экспериментальную постановку «Продвижение» — о том, что в каждом из нас есть статика, но можно вырастить движение внутри себя. Для самых маленьких театралов предполагается «Мой первый полет на Луну». И верю, что удастся в этом году в рамках данной программы поработать с приглашенным режиссером.

— По линии Министерства культуры России запущена программа реконструкции театров. «Малый» отправил заявку. Результат известен?

— Пока нет. Претендентов много. Сейчас в Москве изучают проекты. Но есть надежда, что мы получим средства. Речь идет о 420 миллионах рублей. Реконструкция запланирована на 2020–2021 годы. Это не просто изменение имеющегося в нашем распоряжении пространства, это еще и пристройка по площади в три раза больше, чем есть у театра сейчас. Мы получим многофункциональный коворкинг-центр, который будет проводить лектории, заседания дискуссионного клуба, мастер-классы, получим выставочное пространство, основную и малую сцены, декорационный цех, костюмерную...

— На время реконструкции труппа «Малого» прекратит свою деятельность?

— Нацелены на то, что два года будем давать и ставить постановки на базе какого-нибудь учреждения культуры Великого Новгорода. Этот вопрос обсуждается сейчас в мэрии.

— В этом году «Малый» снова попал в число приглашенных на «Золотую маску». Спектакль «Я не тормоз» с успехом прошел в столичном Центре имени Всеволода Мейерхольда. В апреле вы, Надежда Вениаминовна, приглашены в жюри Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Ваш коллектив ждут еще на конкурсе в Италии...

— Как я уже сказала, наш театр всегда очень активен. И, безусловно, мы стараемся заявляться на конкурсы. «Золотая маска» — Всероссийский фестиваль и Национальная театральная премия, которая вручается спектаклям в жанрах: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. Отдельной номинации для детских некукольных театров не выделено, а постановок-то для этой возрастной аудитории в России очень много. И лет пять назад было принято решение о спецпрограмме «Золотой маски». И спектакли «Малого» не единожды отбирались для участия в ней. Так, мы показывали в Москве «Маленькие чувства». В прошлом году вошла в лонг-лист «Баллада о маленьком Буксире» по стихо-творению Иосифа Бродского. Нынче нас пригласили с постановкой «Я не тормоз» по книге Нины Дашевской.

И в «Арлекине» мы участвовали в прошлые годы. И побеждали. И членом жюри этого фестиваля я уже была, но с радостью приняла предложение стать членом судейской коллегии в этом году. Этот театральный форум однозначно интересен, во-первых, тем, что на нем представляются лучшие детские, подростковые спектакли страны, во-вторых, «Малому» есть что перенять у «Арлекина» по организации форумов такого уровня, ведь наша «Царь-сказка» год от года набирает обороты.

— Уже открыта продажа билетов на XV Международный театральный фестиваль «Царь-сказка». Он пройдет в Великом Новгороде 12–16 апреля. Что в афише?

— На трех площадках — театра «Малый», областной филармонии и театра драмы — пройдут шестнадцать спектаклей коллективов из Германии, Эстонии, Италии, Латвии, Швеции, Дании, Нидерландов, Франции, Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Великого Новгорода. Это драматические и кукольные постановки, современный танец и театр объекта, новая драма и особый взгляд на классику. Постановки будут идти на русском, английском и немецком языках — с субтитрами. Отбирали мы их из более чем 200 заявок.

— И в этом году снова в рамках фестиваля будет действовать лаборатория молодых критиков, отбор участников для которой вы проводите вместе с Союзом театральных деятелей России. Лаборатория будет работать в привычном формате?

— Нет, мы изменили сценарий. Раньше начинающие театроведы, помимо того, что смотрели спектакли, писали на них рецензии, снимали ролики, работали еще и спикерами живого обсуждения постановок со зрителями и артистами. Но, как показал опыт, такой формат непривычен для новичков: у ребят лучше получается давать оценку в текстах, снимать сюжеты для видеоблогов. Этим участники лаборатории «Молодая критика — театральное будущее» и будут заниматься на фестивале.

— Программа фестиваля включает еще и «Лекторий»...

— Это лекции театральных критиков и блогеров, семинары и мастер-классы. Так, известный театральный критик Алексей Гончаренко пригласит к разговору о современном театре кукол. А актриса, писатель и продюсер из Нидерландов Эстер де Кёнинг, известная своими откровенными трагикомическими постановками для подростков, предложит пройти суперкороткий курс комедийной игры. Ее спектакли можно охарактеризовать как смесь стендапа и театра. На лекции она покажет, как, используя импровизацию, построить действие на сцене и сделать смешными вещи, которые казались ужасными. Шеф-редактор журнала «Ваш досуг», анонимный столичный и театральный критик и блогер, известный под псевдонимом Inner Emigrant, прочтет лекцию «Политика зрителя: зачем мы здесь?».

Кроме того, в рамках «Царь-сказки» пройдет круглый стол директоров международных театральных фестивалей, в ходе которого будут обсуждаться новые тенденции, инструменты работы со зрителями. Представители конкурсных дирекций из разных стран отсматривают спектакли, чтобы впоследствии пригласить какие-то труппы на свои фестивали. И коллеги говорят, что среди российских мероприятий именно «Царь-сказка» является стартовой точкой для развития многих сценических проектов.

РЕКЛАМА

Рекомендуемое

Еще статьи

О кружке старовера, и не только

Как соблюдение традиций сохраняет национальную идентичность

17.04.2019 / Собеседник

Хотите сами сделать себе гусли? В Центре музыкальных древностей вас научат!

Гусельный ренессанс

Современные Садко могут сыграть и рок, и блюз

10.04.2019 / Собеседник

Сергей Мещеряков уверен: занятия северной ходьбой могут стать эффективным средством от любых болячек

Без синдрома самостоятельности

Nordic Walking может стать самым народным видом спорта

03.04.2019 / Собеседник

«Бывают крылья у художников...»

Театру безграничных возможностей «Жест» — 35 лет

27.03.2019 / Собеседник

Даниил Крапчунов ломает стереотипы. Вот вы знали, что настоящие русские блины – гречневые и их пекли в печи, не переворачивая?

Осколки прошлого

Даниил Крапчунов знает, что делать с традиционной культурой в эпоху постмодерна

13.03.2019 / Собеседник

В терменвоксе движение музыканта и звук — одно целое

Голос небесных сфер

Самый фантастический музыкальный инструмент празднует столетие, но продолжает оставаться незнакомцем

06.03.2019 / Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2019 года
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА