Среда, 24 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

«Быть звездой — не значит уметь что-то делать»

Актёра Дмитрия ЗОЛОТУХИНА зрители знают прежде всего по роли Петра I, которую он исполнил в дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел», а также в сериале «Россия молодая». Он пропал с экранов почти на 20 лет, а потом вернулся, чтобы сыграть в фильме «Экипаж». В Великий Новгород Дмитрий Золотухин приехал в составе жюри кинофестиваля «Вече» и нашёл время, чтобы поделиться с корреспондентом «НВ» своими впечатлениями о городе и о современном кинематографе.

— Дмитрий Львович, вы ведь не первый раз в Новгороде?

— Да, второй большой ролью у меня в жизни после Петра I был Василий Буслаев. Одноименный фильм снимали в Новгороде. Мы сейчас сидим с вами напротив Ярославова Дворища, где располагалась съемочная площадка. Конечно, мне пришлось проникнуться этой историей — я читал новгородские былины и поэму Сергея Наровчатова, которая стала основой для сценария. После этого я тоже не раз приезжал в Новгород. У меня с вашим городом связано очень много воспоминаний и впечатлений.

— Поделитесь?

— Я боюсь, что не смогу четко выразить свои ощущения. Мне несколько раз казалось, что это — зачарованный город, что здесь присутствует какая-то временная петля или нечто подобное. Новгород менее материальный, чем вся наша приземленная жизнь, он словно бы наполовину находится в другом измерении. Я иногда гулял по городу — он же не очень большой, гулял часа по полтора и одних и тех же людей встречал раз по пять в разных местах. Ведь так не может быть? Как будто это место заколдовано, и они странным образом перемещаются по кругу. Сегодня я тоже был у стен кремля, и меня удивило, что трава во рву по цвету такая же, как в конце весны или в начале лета. И каждые пятнадцать-двадцать минут радикально менялась погода: то чистое небо и солнце, то вдруг, в одно мгновение, набегают тучи, начинается дождь. Всё происходило с такой скоростью, к которой я не привык.

— А есть у вас в запасе какая-нибудь история, связанная с фильмом «Василий Буслаев», который тут снимался?

— Я не могу ручаться за документальность своего рассказа, поскольку я знаю эту удивительную историю со слов своей знакомой. Было это, по-моему, в Америке, где она работала по договору в лечебном учреждении, занималась с больными. Там лежал русский мальчик, с раком крови, кажется. Он уже почти ничего не ел и не вставал. Она начала с ним разговаривать и выяснила, что его семья была из Новгорода. И она ему говорит: «А ты знаешь, что на этой земле жил Василий Буслаев, былинный богатырь, что это — земля сильных людей?». Спросила, видел ли он фильм «Василий Буслаев», мальчик покачал головой, и она ему предложила посмотреть. Она рассказывала, что каким-то образом ей удалось получить копию фильма, самолетом из Москвы с кем-то передали. Ребенку поставили этот фильм, и на следующий день он сам попросил поесть, в первый раз за очень долгое время, и постепенно начал восстанавливаться. Сейчас он живет в Новгороде, у него — семья. Я его никогда не видел, но тогда, помню, меня поразила эта история. Косвенным образом вот эта особенная новгородская аура спасла человеку жизнь. У меня нет оснований не верить знакомой, которая мне это рассказала: она очень искренний человек и сама говорила об этом едва ли не со слезами на глазах. И я предполагаю, что такие чудеса действительно могут быть.

— Вы сами пересматривали уже готовый фильм?

— Конечно. Я вообще этот фильм люблю, хотя вижу все его изъяны, вижу нестыковки, не всегда удачные костюмы. Например, по сюжету у нас было такое место — разбойничий остров. Какие-то разбойники похитили русичей и держали там пленниками, чтобы продать в рабство. Надо обратить внимание, как выглядят эти разбойники. Фильм снимали во времена СССР, а это значило, что нам никого нельзя было обижать с точки зрения национальности или вероисповедания. Показать татар — нельзя, кавказцев — нельзя. Поэтому разбойники были живописно-неопределенные, какие-то косматые, в шкурах. Но несмотря на все недочеты, получилось, я считаю, хорошее кино.

— В этот раз вы оказались в Великом Новгороде благодаря кинофестивалю «Вече»...

— Да, меня пригласили в жюри, и вот я здесь. Почти все картины из конкурсной программы я видел заранее, когда они только вышли на экран, а то, что не видел, посмотрел здесь. Программа очень добротная, тщательно отобранная. Практически все фильмы достойны пристального зрительского внимания. Я был очень рад увидеть на первом показе фильма «На Париж!» полный зал. Неделю назад я был в кинотеатре на фильме «Оно-2», и я сидел в зрительном зале один. Даже если бы я решил кому-то мешать, мешать было бы некому. Полный зал — это сегодня редкое явление, и очень здорово было его видеть. Значит, хорошо поработали все: и организаторы, и информационная поддержка.

— У вас — богатая фильмография. А в театр вас не тянуло?

— Я работал в театре несколько лет и я из театральной семьи, поэтому с детства видел изнанку этой профессии. Я понимал, что она состоит не только из аплодисментов, популярности и прочего, что есть в ней много сложностей. Театр я так и не полюбил, поработал там три года и ушел.

— Вы долгие годы не снимались в кино, а потом вернулись. Почему?

— Я не вернулся в полной мере, да я к этому и не стремился. Произошло это скорее в связи с личностью режиссера. Я очень тепло отношусь к Николаю Лебедеву, снявшему фильм «Экипаж», как к человеку и уважаю его как профессионала. Он мне сказал: «У меня есть небольшая отрицательная роль, я прямо вижу тебя в ней». Я почитал сценарий. Мой герой сначала был депутатом, но по ходу съемок он превратился в главного акционера авиакомпании. Могу вам сказать, что его поведение в самолете было списано с реального чиновника. В фильме есть такой момент, когда он закуривает, стюардесса говорит, что на борту это запрещено, а он затягивается, смотрит на нее и произносит: «И что, вы меня высадите?». Это всё основано на реальных событиях, но, я думаю, вряд ли зрители догадались, с какого человека списан образ. Он не слишком известен.

— Есть ведь ещё один фильм «Экипаж», он вышел в 1979 году. Переснимать старые фильмы — это сейчас тенденция?

— По моему мнению, новый «Экипаж» никакого отношения не имеет к переупаковке старых брендов. У него совершенно другие сценарий и герои, а сама катастрофа — ну, она и в Африке катастрофа. «Кавказская пленница!», «Джентльмены, удачи!» — да, это попытки заново продать зрителям уже успешные фильмы, но «Экипаж» не из этой серии. Этот фильм — своего рода попытка освоить жанр. Фильм-катастрофа такого масштаба — не наша стихия, не российская. Америка в этом смысле имеет и опыт, и мастерство, у них все блоки такого фильма отработаны, а в России, чтобы сделать такое кино, надо было очень попотеть, потому что всё делалось в первый раз.

— Сейчас в кино работать сложнее, чем в советское время?

— Я не то чтобы глубоко погружен в индустрию. Я на определенный срок вообще уходил из кино, занимался цифровым телевидением. Да, индустрия, конечно, изменилась. Но стоит ли о грустном?

— А что, всё грустно?

— На мой взгляд, да. То, что ценилось в мое время, сейчас — на втором плане. Искусство как таковое не во главе угла, во главе — деньги, и это сказывается на уровне фильмов. Когда мы учились, мы все хотели быть хорошими артистами. Сейчас хотят быть звездами, а это не то же самое. Быть звездой — не значит уметь что-то делать. Звездами сегодня становятся люди, которые знают, как себя правильным образом позиционировать в медиа. Фокус внимания сейчас немного на другом. Возьмем фильм, в котором я дебютировал, — «Юность Петра». Вся Россия работала, чтобы он появился: построен был флот, делали гужевой транспорт, оружие, пошили невероятное количество костюмов. Отношение ко всему было удивительно трепетным. Сейчас есть исторические фильмы, есть достойные. Но тогда присутствовал особый посыл, направленный к молодежи. Это было чрезвычайно важно для режиссера Сергея Герасимова. Поэтому Петр в его фильме — положительная фигура, хотя, если опираться на исторические данные, можно его показать и как монстра. Но поскольку задача была патриотическая, делали так, чтобы герой понравился, чтобы на него смотрели с восхищением. Например, была одна сцена, где Никита Зотов, который воспитал Петра, приносит дурную весть. У Петра — эпилептический припадок, и он в сердцах хватает своего воспитателя, бросает на землю, бьет, а потом, опомнившись, протягивает ему руку, поднимает на ноги, и они вдвоем уходят. Мы проработали эту сцену и пришли показывать Герасимову. Он говорит: «Грандиозно, но в кино мы эту сцену поставить не можем. Если мы покажем, как Петр бьет пожилого человека, который с ним нянчился, мы можем до конца фильма не восстановить симпатию зрителей к этому герою». Сейчас историческое кино изменилось. Но это не значит, что хороших фильмов нет. Всегда будут те, кто сделает работу на совесть, кто будет думать над ней.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Между Мышкиным и Чёртом

Как обычный человек устраивает «взрыв» на сцене

24.04.2024 | Собеседник

Оставаться активным профессору Вяземскому помогает общение с молодёжью. Скриншот НТ

«Мне хорошо здесь»

Бессменный ведущий «Умниц и умников» поговорил с новгородской молодёжью о таланте и гениальности

17.04.2024 | Собеседник

Живой, игровой, яркий

О деле своей жизни рассказывает актриса с 45-летним стажем работы

10.04.2024 | Собеседник

Если будешь просто сидеть и учить роль, то дело пойдёт медленно. Гораздо лучше роль запоминается, когда она укладывается в действие: здесь — поворот, на монологе — взять в руки стакан и выпить воды.

Волнение — это топливо

О первых шагах в профессии, лёгкости на сцене и тяжёлом зале рассказывает молодой актёр Дмитрий Брейкин

27.03.2024 | Собеседник

Михаил Турбин: «Чтобы книгу хотелось читать, нам нужны интерес, сюжет, захватывающая история».

Литература — это всегда про человека

Почему автор рассказов Михаил Турбин снова будет писать роман

20.03.2024 | Собеседник

Благодаря проекту «О России — музыкой Рахманинова» дети из провинции знакомятся с качественным исполнением классической музыки.

Классика — это не скучно

Как развить способности и воспитать музыкального вундеркинда

13.03.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года