Среда, 24 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Лучший пример классики

Кристина Данченко: «Хочется, чтобы дети, вне зависимости от места проживания и особенностей здоровья, могли ходить на музыкальные, театральные, книжные, художественные мероприятия».

Кристина Данченко: «Хочется, чтобы дети, вне зависимости от места проживания и особенностей здоровья, могли ходить на музыкальные, театральные, книжные, художественные мероприятия».

Фото: из архива Кристины ДАНЧЕНКО

Пианистка, режиссёр, член социальной комиссии Госсовета РФ Кристина Данченко делает всё возможное, чтобы у детей была потребность слушать хорошую музыку

Кристина ДАНЧЕНКО — рушанка. После окончания музыкальной школы и 9 классов общеобразовательного заведения она поехала в Санкт-Петербург, где сначала отучилась в училище имени Римского-Корсакова, а затем и в консерватории. Сейчас она не садится за рояль, зато благодаря ей лучшие оркестры, исполнители, балетные труппы страны проводят выступления в том числе и в малых городах, давая возможность местной публике вживую слышать, видеть и наслаждаться шедеврами мировой музыки.

Кристина, в училище вы как пианистка занимались на отделении инструментального исполнительства. А вот в консерваторию пошли на режиссёра-постановщика музыкальных спектаклей. Почему?

— Наверное, устала от инструмента. Не каждый, даже очень способный, музыкант готов всю жизнь сидеть по 6–8 часов ежедневно за фортепиано, а это необходимо, чтобы достичь вершин мастерства. Нас в группе в училище было около 25 человек, в консерваторию пошли 10, а сейчас профессионально занимаются музыкой только двое.

Я решила, что буду постановщиком. И не пожалела об этом. После консерватории два года отработала помощником режиссёра в Мариинке, а это — колоссальный опыт. Но, признаться, тогда я больше не на карьеру была нацелена, а на семью — вышла замуж, родила дочь. А потом мы все вместе перебрались в Москву.

В столице вы отошли от музыки, подались в театр?

— Да, занялась антрепризами. Для меня это была возможность использовать свои навыки, расти профессионально и зарабатывать деньги. Трудилась помощником режиссера, в частности, Владимира Иванова из театра имени Евгения Вахтангова. Делала и вводы артистов в готовые спектакли. Среди тех актёров, с кем посчастливилось сотрудничать, — Владимир Коренев, Сергей Никоненко, Юлия Рутберг... Когда перешагнула 30-летний рубеж, а к этому времени и дочка подросла, и вообще жизнь в Москве устоялась, решила работать на себя — как организатор мероприятий различного уровня. Чем занимаюсь и по сей день.

В нашем регионе Кристина Данченко организует благотворительную акцию «Весточка ветерану» — участники Великой Отечественной войны получают наборы, в которые входят товары компаний области и авторские работы студентов колледжа искусств им. С.В. Рахманинова.

В среде театралов антрепризу не очень ценят, видимо, потому что, как правило, это постановки ради коммерческой прибыли, в которые приглашают артистов из разных трупп...

— Не вижу ничего плохого в антрепризах. Нормально, когда коллектив, работавший над спектаклем, получает приличные деньги. Мы старались делать качественные постановки — все выкладывались по полной. А для многих городов, где нет профессиональных трупп, это возможность приобщаться к театральному искусству. Люди должны видеть игру на сцене, эмоционально заряжаться, сопереживать героям.

Кристина, вы успешная женщина. Казалось бы, можно спокойно жить и работать, но нет — берётесь за культурно-социальные проекты. Зачем?

— Хочу дать возможность в первую очередь детям познакомиться с настоящей музыкой, балетом, театром. И поскольку сама из Старой Руссы, то многие свои проекты ориентирую именно на этот регион. Так, с 2014 года являюсь продюсером фестиваля искусств «Классика Кремля» в Великом Новгороде, а в Старой Руссе организую Международный фестиваль русской классической музыки имени Сергея Васильевича Рахманинова. Сотрудничаю с Игорем Бутманом и его джазовым составом, оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета, «Виртуозами Москвы», театром «Кремлевский балет», хорами Валаамского и Сретенского монастырей, солистами Государственного Большого и Мариинского театров и многими другими коллективами, привожу их в Новгородскую область. И на все концерты мы бесплатно приглашаем родителей и детей с особенностями развития, ребятишек из сиротских учреждений, семьи, чьи доходы не позволяют купить билеты на выступления.

Помню, два года назад после концерта оркестра Юрия Башмета кто-то из воспитанников одного из детских домов сказал, что даже представить себе не мог, что музыка может так красиво звучать. Поверьте, ради вот таких слов стоит заниматься благотворительными проектами, хотя, конечно, организовать их непросто.

В конце сентября вы пригласили рушан и жителей областного центра сразу на несколько мероприятий: концерт известного пианиста, певца, джазмена Олега Аккуратова; оперу Рахманинова «Алеко» и прочтение её поэтического первоисточника — поэмы Александра Пушкина «Цыгане»; спектакль «Дело поручика Карамазова» с участием артистов Мариинского театра. Действительно ли, что два последних названных проекта созданы только для новгородской публики?

— Да. При поддержке правительства области, а опера «Алеко» ещё и на средства регионального гранта. Хочу огромное спасибо сказать Новгородской филармонии, где всегда живо откликаются на мои идеи и участвуют в них. И конкретно камерному оркестру, в котором — высокопрофессиональные музыканты. Я когда их слушаю, забываю, что звучит не симфонический оркестр, а небольшой по составу коллектив — настолько великолепно они исполняют свои партии.

Два года назад Кристина Данченко создала автономную некоммерческую организацию «Инициативы культурного развития регионов», которая сейчас под её руководством и занимается организацией большинства социально-культурных и благотворительных проектов.

Вы как помощник театрального режиссёра и как организатор, продюсер проектов объездили всю страну. Отличается ли публика в регионах?

— Ещё как! На мой взгляд, самые приветливые, отзывчивые слушатели и зрители в холодных, северных краях. В столицах более искушенная аудитория и потому более требовательная. Новгородчина, к сожалению, в числе регионов, где у людей не сформирована потребность ходить на концерты классической музыки. Это в большей степени относится как раз к областному центру, полупустой зал филармонии — не редкость на выступлениях по-настоящему виртуозных исполнителей. В Старой Руссе ситуация несколько иная — город маленький, но в нём очень сильные учреждения культуры и дополнительного образования, музыкальная школа. Там не потеряли традицию посещения детьми студий, кружков, секций и семейных походов на концерты.

На ваш взгляд, почему новгородцы особо не интересуются афишами учреждений культуры?

— Полагаю, что отчасти сказываются небольшие доходы семей — далеко не все, кто бы хотел пойти на выступления, могут купить билеты. Именно поэтому, как я уже сказала, мы стараемся приглашать людей бесплатно. Но ещё, как мне кажется, играет роль близость Санкт-Петербурга и Москвы — новгородцы думают, что лучше съездить туда в театры или на концерты, но не факт, что едут. И при этом упускают шанс побывать у себя в городе на выступлениях этих же именитых артистов, оркестров, театров.

Кристина, в этом году вы участвуете в работе комиссии Государственного совета по направлению «Социальная политика». Что предлагаете?

— Разработала стандарт проведения мероприятий для детей с ограниченными возможностями. И представлю его на октябрьском заседании. Документ составляла исходя из своего опыта организации таких мероприятий в разных регионах и для разного количества ребятишек. Сейчас в большинстве случаев особый ребёнок и его сопровождающие могут рассчитывать на пандус при входе в учреждение. Тема создания равных условий у многих ответственных лиц считается очень затратной и потому трудновыполнимой.

На самом деле вопрос не в деньгах. Я организовывала посещение концертов для детей с проблемами здоровья, и в финансовом плане выходило недорого. Необходимо привлечь волонтёров, продумать внутренний маршрут, по которому они будут сопровождать и помогать передвигаться маломобильным зрителям. Обсудить с сотрудниками МЧС, где и как лучше разместить колясочников. Ещё нужно выделить отдельное помещение, где ребятишки могут раздеться — без суеты и скученности народа, предусмотреть ёмкости с питьевой водой. Если речь идёт о концерте, то лучше, чтобы звучала музыка в мажорной тональности, чтобы дети не грустили, декорации, костюмы стоит подбирать нераздражающих цветов. Вот, пожалуй, и все рекомендации.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Между Мышкиным и Чёртом

Как обычный человек устраивает «взрыв» на сцене

24.04.2024 | Собеседник

Оставаться активным профессору Вяземскому помогает общение с молодёжью. Скриншот НТ

«Мне хорошо здесь»

Бессменный ведущий «Умниц и умников» поговорил с новгородской молодёжью о таланте и гениальности

17.04.2024 | Собеседник

Живой, игровой, яркий

О деле своей жизни рассказывает актриса с 45-летним стажем работы

10.04.2024 | Собеседник

Если будешь просто сидеть и учить роль, то дело пойдёт медленно. Гораздо лучше роль запоминается, когда она укладывается в действие: здесь — поворот, на монологе — взять в руки стакан и выпить воды.

Волнение — это топливо

О первых шагах в профессии, лёгкости на сцене и тяжёлом зале рассказывает молодой актёр Дмитрий Брейкин

27.03.2024 | Собеседник

Михаил Турбин: «Чтобы книгу хотелось читать, нам нужны интерес, сюжет, захватывающая история».

Литература — это всегда про человека

Почему автор рассказов Михаил Турбин снова будет писать роман

20.03.2024 | Собеседник

Благодаря проекту «О России — музыкой Рахманинова» дети из провинции знакомятся с качественным исполнением классической музыки.

Классика — это не скучно

Как развить способности и воспитать музыкального вундеркинда

13.03.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года