Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Идея в зрительном зале

Фото: НТ

Петербургский режиссёр о новгородской публике, труппе и скорой премьере

Уже в эту пятницу Новгородский театр драмы имени Ф.М. Достоевского собирает зрителей на первую зимнюю премьеру. Действие «мужской» комедии «Весы» по пьесе Евгения Гришковца разворачивается ночью в приёмном покое роддома. Герои разного возраста, разного социального положения и различных взглядов на жизнь в ожидании самого настоящего чуда — рождения ребёнка — ведут откровенные разговоры друг с другом, родственниками, персоналом. В пьесе узнается неповторимый стиль актёра и драматурга Евгения Гришковца, любимца сотен тысяч наших современников.

За постановку «Весов» взялся Леонид АЛИМОВ, главный режиссёр Санкт-Петербургского академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Работу Алимова на новгородской сцене зритель увидит впервые при том, что сам Леонид Александрович считает себя почти жителем Великого Новгорода. Об этом и многом другом накануне премьеры он рассказал «НВ».

Леонид Александрович, традиционный вопрос: ваши отношения с Великим Новгородом?

— Мы с женой уже можем назвать себя отчасти новгородцами. Совершенно неожиданно несколько лет назад мы сюда приехали на Новый год. В какой-то момент бесконечная суета, разъезды, хлопоты и просто ритмы большого города утомили, захотелось покоя. И мы случайно «сбежали» в Великий Новгород. Вернулись в Петербург, набравшись новой энергии и сил! После этого стали постоянно сюда возвращаться. Позже приобрели небольшое жильё. Здесь для нас всё совпало. Архитектура, причём не только историческая. Отсутствие высоток, тишина, покой, мягкий и доброжелательный нрав новгородцев. С вашим театром я сначала познакомился в качестве зрителя. Мы просто приходили сюда на спектакли. И на местные постановки, и на гастролёров…

И какое впечатление у вас сложилось?

— Прежде всего я смотрю на артистов. А они здесь замечательные. И прекрасно, что многие из тех, кого я приметил на сцене, сейчас работают со мной в спектакле «Весы». Такой опыт у меня пока первый и единственный. Обычно ведь, когда приезжаешь в новый, неизведанный коллектив, начинаешь смотреть, сравнивать, волноваться, прикидывать. А здесь что-то я уже знал заранее.

А материал? «Весы» Евгения Гришковца — чья идея?

— Это было предложение театра, и я ему очень обрадовался. К стыду своему, про эту пьесу я ничего не знал, хотя внимательно слежу, что и где идёт в театрах страны. А пьеса замечательная! Работы Евгения Валерьевича я видел и как зритель: спектакли по его пьесам или его самого как актера на сцене. Кроме того, я много начитал в своё время его произведений для аудиокниг.

Такие «предотношения» не налагают на вас какую-то дополнительную ответственность при работе над пьесой?

— Отвечу полушутя, полусерьезно: ответственность есть. Потому что автор жив. И очень активен. Может приехать на премьеру, например. В общем, ответственность в том, что ты делаешь спектакль по произведению современника. Мы почти ровесники, в чём-то очень пересекаемся. Но! Сложно не было. Пьеса мне сразу понравилась. По ней моментально видно, что Евгений Валерьевич — прекрасный артист и драматург: знает законы жанра и сцены. И это нам на руку. А ещё пьеса — нежная и светлая, а я такое настроение люблю! Нежность — это слово к спектаклю очень хорошо подходит.

Новгородская труппа разделяет ваши чувства?

— Для меня радостно, что я не вижу сопротивления у артистов. Репетируем и размышляем на одной волне. И с огромным удовольствием!

Вы сказали, что за частью актёров наблюдали ещё из зрительского кресла. Как сработала формула «ожидание — реальность»?

— Стопроцентно. Но видел-то я не всех. Кто-то был котом в мешке, но в процессе работы и они превратились в прекрасных театральных кошек, очень профессиональных и отзывчивых. В общем, ожидания сбылись.

Многие из актёров, кого режиссёр приметил из зрительного зала, сейчас работают в спектакле «Весы». Фото Анастасии ТИТОВОЙ

Вы сами и актёр, и режиссёр. К какому лагерю тяготеете больше?

— У Льва Абрамовича Додина я учился на актёрско-режиссёрском курсе. И как-то сразу образование наше было нацелено на то, что нужно уметь быть по обе стороны баррикад. Лично меня этот подход очень спасает в режиссёрской работе. Я точно знаю, как себя чувствуют артисты на сцене в тех или иных условиях. И я чаще всего стою на стороне артистов. Но я прекрасно понимаю и задачи режиссёра. Если ты капитан корабля, то должен вести корабль. При этом, к примеру, Федерико Феллини говорил: «Капитан-режиссёр всегда хочет открыть новую землю. А команда-труппа всегда хочет домой». Это приходится преодолевать. И я преодолеваю. Если вижу какие-то проблемы, то всё равно пытаюсь решить их в пользу артиста. Мне кажется, что при всём многообразии составляющих в театре артист в любом случае — самое главное. Особенно в русском театре.

То есть вы с труппой живёте душа в душу?

— Хочется надеяться! У нас самая большая проблема — это сроки и загруженность актёров. Утренние сказки, вечерние спектакли. Выезд со спектаклями в область. И репетиции, репетиции. Я восхищаюсь артистами, их выдержкой и профессионализмом. Ребятам при таком режиме очень нелегко, но они — настоящие мастера своего дела! Спектакль «Весы» тоже при кажущейся безыскусности будет очень непростым! Мы много говорим, размышляем, поём, двигаемся! Но я просто уверен в успехе, и прежде всего — зрительском.

Леонид АЛИМОВ:

«Для меня «Весы» — это история о доме, о семье, об искренних чувствах, которые может и должен позволить себе каждый мужчина».

Кстати, о нём… Что скажете о новгородском зрителе, тем более что в зале театра вы, как выяснилось, бывали не раз? Подойдут ли ему «Весы»?

— Я всегда в обязательном порядке, куда бы ни приехал, прежде всего смотрю на публику — как реагирует. Над чем и когда смеётся или плачет. Режиссёр Георгий Александрович Товстоногов говорил, что идея спектакля всегда не на сцене, а в зрительном зале. Иными словами, надо чувствовать зал, чтобы преподнести ему каждую новую пьесу как вопрос, как размышление. Зрителя нужно уважать, его нужно мотивировать и брать в союзники и соучастники! Не унижать. При этом мы в ответе за качество всего происходящего на сцене. А на сцене прежде всего должно быть высокопрофессиональное зрелище! Понятно, что театр у нас всегда больше, чем театр. Театр — это зеркало. Зеркало для общества, которое смотрится в него.

Судьба, будто нарочно, собрала героев спектакля в то время, когда по зодиакальному гороскопу царствует знак Весы. Одни молоды, другие опытны. Кого-то нужно подбадривать, а кто-то сам готов оказать психологическую поддержку. Сюжет складывается из диалогов, жизненных историй, комичных и лиричных, порой драматичных. Всех объединяет ожидание чуда появления на свет младенца. Всё происходит здесь и сейчас, с обыкновенными людьми, которые в ответственную минуту готовы проявить свои лучшие качества.

Теги: театра, драмы, Великий Новгород, Леонид Алимов, культура

РЕКЛАМА

Еще статьи

Между Мышкиным и Чёртом

Как обычный человек устраивает «взрыв» на сцене

24.04.2024 | Собеседник

Оставаться активным профессору Вяземскому помогает общение с молодёжью. Скриншот НТ

«Мне хорошо здесь»

Бессменный ведущий «Умниц и умников» поговорил с новгородской молодёжью о таланте и гениальности

17.04.2024 | Собеседник

Живой, игровой, яркий

О деле своей жизни рассказывает актриса с 45-летним стажем работы

10.04.2024 | Собеседник

Если будешь просто сидеть и учить роль, то дело пойдёт медленно. Гораздо лучше роль запоминается, когда она укладывается в действие: здесь — поворот, на монологе — взять в руки стакан и выпить воды.

Волнение — это топливо

О первых шагах в профессии, лёгкости на сцене и тяжёлом зале рассказывает молодой актёр Дмитрий Брейкин

27.03.2024 | Собеседник

Михаил Турбин: «Чтобы книгу хотелось читать, нам нужны интерес, сюжет, захватывающая история».

Литература — это всегда про человека

Почему автор рассказов Михаил Турбин снова будет писать роман

20.03.2024 | Собеседник

Благодаря проекту «О России — музыкой Рахманинова» дети из провинции знакомятся с качественным исполнением классической музыки.

Классика — это не скучно

Как развить способности и воспитать музыкального вундеркинда

13.03.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года