Среда, 01 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Один на сцене

Евгений Князев представит свой взгляд на прочтение знаменитой пушкинской «Пиковой дамы».

Евгений Князев представит свой взгляд на прочтение знаменитой пушкинской «Пиковой дамы».

Фото: «Театрально-концертное агентство|Великий Новгород»

О ремесле, искусстве и профессии рассказывает актёр Евгений Князев

В эту пятницу на площадке Новгородской областной филармонии в Великом Новгороде народный артист России Евгений КНЯЗЕВ раскроет роковую тайну трёх карт в моноспектакле «Пиковая дама» по мотивам повести Александра Пушкина.

В репертуарном спектакле Государственного академического театра имени Вахтангова Евгений Владимирович исполняет все роли так, что, по словам зрителя, погружает зал в давно минувшую эпоху, позволяя публике практически дотронуться до трёх заветных карт.

Постановка с успехом идёт в городах России. Накануне встречи Евгений Князев в интервью «НВ» рассказал историю появления моноспектакля и поделился своим взглядом на профессию.

Евгений Владимирович, десять лет назад вы уже были Германном в спектакле Петра Фоменко «Пиковая дама». А теперь один несёте на себе всю конструкцию блестящей повести. Как это произошло? 

— Спектакль «Пиковая дама» действительно был. А меня попросили сделать одну сцену и прочесть её на концерте в Клину, в зале Чайковского. И вот когда я прочитал, понял, что из этого можно сделать спектакль. И я могу попытаться сыграть всех персонажей. Я долго к этому шёл и в конечном итоге решился. В память о своём учителе, режиссёре Петре Наумовиче Фоменко сделал моноспектакль и посвятил его 90-летию мастера. Я его много играю. Зрители всегда с интересом воспринимают. Публике эта история оказывается интересна несмотря на то, что написана она 200 лет назад.

Может быть, как раз потому и интересна? Хотя зрители и критики говорят, что, стоя у микрофона и не меняя костюмов, вы буквально гипнотизируете публику.

— Мне хочется донести это произведение, но себя я хвалить не буду. Ну и про гипноз — бросьте… Вы сейчас про Мессинга, наверное, вспомните.

Конечно, про роль гипнотизёра и предсказателя Мессинга, которого вы тоже, кстати, играли не раз. Вспоминаются и другие ваши «мистические» образы в кино и на сцене. Как-то по-особенному налаживаете связь с персонажами? 

— Нет, ничего особенного не налаживаю. Я артист и играю роль. Эта роль для меня хорошая, значительная, интересная. Если и существует связь мистическая, то я думаю, что Вольф Григорьевич не возражает, чтобы была история о его жизни. Если бы он очень возражал, а человек он был сильный — посмотрите только, какие события с ним происходили, он мог бы это запретить. Но не запретил. Я в начале проекта ездил к нему на кладбище. Постоял перед могилой, сказал: «Вольф Григорьевич, буду вас играть. Не будете возражать?» Не было никаких знаков.

На вашем счету масса разноплановых ролей. Тяжело перевоплощаться?

— Скорее интересно! Это ведь были замечательные роли. Я играл Сталина, играл Троцкого, Зиновьева.

Но при этом и Пастернака, и отца Ванги…

— Играть исторических персонажей всегда интересно. И сценарий, и сама личность: хочется в этом повариться. На роль Сталина меня пробовали раза четыре, наверное. Потому что искали актёра, который сможет сыграть Сталина влюблённого. Сталина, который влюбился в актрису Любовь Орлову. Было это так в реальности или нет, не знаю — я не историк. Но в сценарии написано, и нужно было играть. Продюсеры выбрали меня.

Вам с какими ролями интереснее работать: где вы — историческая личность или с нуля созданный художественный образ?

— Если историческая личность, то можно где-то что-то найти, посмотреть. Когда новый персонаж, то сам в своей памяти, в собственных воспоминаниях ищешь какие-то черты, привычки, переносишь их на героя. В общем, это разные вещи. Но вообще в нашей профессии любая роль — это роль. Когда я играл Троцкого, то придумал плюнуть арбузным семечком на сапог Чапаеву. Это случайно получилось. Но я спросил: почему нельзя так сделать? Мог Троцкий себе такое позволить? Ведь когда читаешь его биографию, понимаешь, что вёл он себя чрезвычайно неадекватно. Так почему бы и не мог? Или про Мессинга много говорят, будто кто-то что-то доподлинно знает о нём. А ведь о нём никто ничего не знает. Все рассуждают о Мессинге по нашему фильму. А больше-то и неизвестно ничего.

Когда окончен один большой проект, насколько легко вам переключаться на следующий? 

— Даже у самого крупного проекта наступает последний съёмочный день. И мы немножко грустим, что страница перевёрнута. Но затем идём в театр, играем спектакль, и жизнь движется дальше. А кино в это время монтируют. Проходит 4–5 месяцев, и тебя зовут на озвучание. Ты смотришь на то, что было пять месяцев назад: боже мой, как это давно! А тебя снова возвращают во всё это. Тогда в кино смотришь уже не на себя, а на персонажа.

Бывает, что подходите к этому персонажу с критикой?

— Мы, актёры, в кино зависим от режиссёра. Именно он говорит «начали» и он же говорит «стоп». Один или два, сколько нужно дублей. А потом: «Спасибо, сцена снята». Это значит, что он берёт на себя ответственность за качество материала: его устраивает. У меня были случаи, когда казалось, что я недостаточно отработал, и режиссёр шёл навстречу, был не против сделать ещё дубль. Но я же не принимаю участие в отборе дублей. Он выберет тот, который ему в итоге нужен.

А что вам ближе: театр или кино?

— Интересная работа бывает как там, так и тут! И неинтересная бывает. Когда интересно — это здорово везде. А неинтересно — ужасно на любой площадке.

В Великом Новгороде вы уже бывали?

— Очень давно приезжал к вам с Василием Лановым. Этот город исторически очень много значит для каждого русского человека. Я ещё раз приеду с удовольствием: похожу по кремлю, войду в Софийский собор, наберусь сил. А спектакль хочется сделать максимально интересным.

Когда вы выходите один на сцену, что самое трудное?

— Именно то, что на сцене только ты и больше никого. Нужно показать, на что ты способен. Умеешь ли ты держать публику. Сделать так, чтобы публика сказала: когда в следующий раз приедет, пойдём на него. В общем, зал нужно настроить, создать атмосферу. Никакие произведения не произведут на публику должного впечатления, если актёр не выполняет своё дело хорошо. Я взял на себя большую ответственность, а вы после просмотра решите, справился ли я с ней или нет.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Между Мышкиным и Чёртом

Как обычный человек устраивает «взрыв» на сцене

24.04.2024 | Собеседник

Оставаться активным профессору Вяземскому помогает общение с молодёжью. Скриншот НТ

«Мне хорошо здесь»

Бессменный ведущий «Умниц и умников» поговорил с новгородской молодёжью о таланте и гениальности

17.04.2024 | Собеседник

Живой, игровой, яркий

О деле своей жизни рассказывает актриса с 45-летним стажем работы

10.04.2024 | Собеседник

Если будешь просто сидеть и учить роль, то дело пойдёт медленно. Гораздо лучше роль запоминается, когда она укладывается в действие: здесь — поворот, на монологе — взять в руки стакан и выпить воды.

Волнение — это топливо

О первых шагах в профессии, лёгкости на сцене и тяжёлом зале рассказывает молодой актёр Дмитрий Брейкин

27.03.2024 | Собеседник

Михаил Турбин: «Чтобы книгу хотелось читать, нам нужны интерес, сюжет, захватывающая история».

Литература — это всегда про человека

Почему автор рассказов Михаил Турбин снова будет писать роман

20.03.2024 | Собеседник

Благодаря проекту «О России — музыкой Рахманинова» дети из провинции знакомятся с качественным исполнением классической музыки.

Классика — это не скучно

Как развить способности и воспитать музыкального вундеркинда

13.03.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года