«Гостем» нового выпуска спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту» стало берестяное послание №502, обнаруженное на Троицком раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века.
– Это одна из первых грамот, найденных на Троицком раскопе, и одна из самых известных, – рассказал Алексей Гиппиус.
Известным письмо сделал один из его героев – Олисей Гречин, имя в новгородской истории известное. Берестяной свиток нашли именно на его усадьбе, которая получила индекс А.
– Совершенно замечательно, что Троицкий раскоп начался с такого яркого эпизода – обнаружения усадьбы художника! – продолжил лингвист. – Хотя его фигура раскрывалась постепенно – в разных грамотах и в разных социальных проявлениях.
Почитаем оригинал письма:
ѿ Мирслава к Олисьеви ко Грицину. А ту ти вънидьте Гавъко полоцанино. Прашаи его, кодь ти на господь витаеть. Ать ти видьло, како ти было ѧ Ивана ѧлъ, постави и пьредъ людьми, како ти взмоловить.
И теперь перевод:
«От Мир(о)слава к Олисею Гречину. Тут войдет Гавко-полочанин. Спрашивай у него, где он стоит на постое. Если он видел, как я Ивана арестовал, поставь его перед свидетелями, как он скажет».
С одной стороны, комплекс находок, сделанных на усадьбе А, показывал Олисея Гречина как художника. Здесь нашли фрагменты окладов икон, краски, элементы церковной утвари и другие грамоты. В 549-й, например, поп посылает поклон художнику и просит написать его двух шестикрылых ангелов на иконах, чтобы поставить их «сверху деисуса». Нашли на усадьбе и ярлычок с именем Гречина, а на соседней усадьбе и реестр некоего сбора, который тоже включал его имя.
502-я грамота явно адресована ему, но текст не имеет ничего общего с росписью храмов. Мирослав инструктирует Олисея, как ему допрашивать свидетеля из Полоцка – Гавко-полочанина. Автор по статусу, очевидно, стоит выше Олисея, и не мудрено. Согласно гипотезе академика Валентина Янина, это не кто иной, как новгородский посадник Мирошка (Мирослав) Нездинич, который появляется и в других грамотах, и летописях.
Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».
Изучением судьбы Олисея Гречина много занимался академик Валентин Янин, который вместе с Борисом Колчиным и Александром Хорошевым посвятил его усадьбе целую книгу «Усадьба новгородского художника XII века», вышедшую в 1981 году.
По предположению Алексея Гиппиуса, версию которого поддержал и Янин, Олисей мог быть сыном новгородского боярина Петра Михалковича. Тот упоминается в целом ряде грамот с Троицкого раскопа и одно из них – письмо XII века – было адресовано одновременно Петру и Якше.
– Якша – посадник Якун Мирославич, – рассказал Алексей Гиппиус, – а Пётр – боярин Пётр Михалкович, выдавший в 1156 году дочь Анастасию за княжившего в Новгороде в 1155-1157 годы князя Мстислава Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Очень похоже, что наш Гречин Петрович – сын Петра Михалковича, от которого он и унаследовал роль крупного администратора.
Пётр Михалкович был представителем князя и посадника в «сместном суде». Видимо, сын пошёл по стопам отца.
Однако почему его наградили прозвищем Гречин? Существовали разные версии. Историки даже предполагали, что Олисей мог быть греком.
– Но сложно представить, что заезжий грек выступал в Новгороде в качестве судьи, – высказывает свою версию Алексей Гиппиус. – А вот история с Петром Михалковичем позволила предположить, откуда появился Гречин.
Через несколько лет после того, как боярин выдал дочь за Мстислава Юрьевича, князь был изгнан своим старшим братом Андреем Юрьевичем Боголюбским и отправился в Византию.
– Получается, что в те самые годы, когда Гречин мог учиться иконному ремеслу, его родная сестра находилась со своим мужем в Византии, – говорит Алексей Гиппиус. – Можно предположить, что он тоже отправился туда вместе с ней и прибрёл и художественные навыки, и научился греческому языку. По возвращении в Новгород его и стали называть Гречин.
Грамота 502 – ещё и образец новгородской бытовой орфографии, в которой буква «о» систематически смешивается с «ъ», а «е» с «ь и «ѣ». Поэтому и непросто было прочесть документ правильно.
Самый заметный представитель такой графики здесь коротенькое «кодь». Не сразу разглядишь в нём простое и хорошо знакомое нам «где». Перед нами его древняя форма «къдѣ», но вместо «ъ» автор написал «о», а вместо «ѣ» – «ь». И это не ошибки, а условности бытового письма.
И лексика в грамоте любопытная. К примеру, «господь» – это не Господь, Бог, а слово «господа» в предложном падеже. Господа – это гостиница, постоялый двор.
В общем, спустя столетия писец на время запутал лингвистов и историков. Но только на время.
Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!
Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту